Найти тему
Июльский дождь

Кинофантастика СССР. 1961 год

Оглавление

«Барьер неизвестности»

В 1961 году в Америке и в Союзе выходят фантастические фильмы очень схожие по тематике. Американский фильм «Х-15» Ричарда Донера посвящён ракетоплану — самолёту, способному подниматься на высоту, превышающую 100 км, и развивать скорость, близкую к 6000 км/ч. В советском фильме Никиты Курихина «Барьер неизвестности» также рассказывается о ракетоплане «Циклон». Советская машина, оснащённая ракетными двигателями на атомных ускорителях, могла стартовать с самолета-носителя и даже совершать выход в открытый космос.

Примечательно, что сохранились сведения о том, что как раз в эти годы как в США, так и в СССР действительно велись работы над созданием ракетоплана.

«Барьер неизвестности» стал по сути одним из классических фильмов о лётчиках-испытателях. Главную роль в картине исполнил Вячеслав Шалевич.

«Планета бурь»

-2

Фантастический фильм, снятый по одноимённой повести Александра Казанцева. Отважные исследователи отправляются на Венеру — планету, о которой в то время было известно очень немногое. К моменту выхода фильма достичь планеты пытался только советский зонд «Венера-1», связь с которым была потеряна и программа исследований оказалась невыполненной. Неудивительно, что Венера, как и Марс, издавна становилась объектом изучения и учёных, и фантастов. В «Планете бурь» первопроходцам с Земли удаётся высадиться на Венере и познакомиться с суровым и полном тайн миром с извергающимися вулканами, хищными динозаврами и, возможно, разумными гуманоидами.

-3

Для своего времени фильм был передовым для жанра фантастического кино. Динамичные событий, захватывающая сюжетная линия и уникальные комбинированные съемки, придуманные и реализованные Павлом Клушанским, режиссёром-постановщиком картины. Многие из найденных технических решений были взяты впоследствии на вооружение мировым кинематографом. Конечно, тогда не было ещё компьютерной графики и для сохранения подлинности отображения на экране приходилось использовать нестандартные приёмы. Например, железным роботом-гигантом Джоном управлял живой человек. Приводить в движение бронированный доспех оказалось под силу только известному борцу-тяжелоатлету Борису Прудковскому, специально приглашённому на эту нелёгкую роль.

Изображение киноплаката с https://troitsa1.livejournal.com/1937312.html
Изображение киноплаката с https://troitsa1.livejournal.com/1937312.html

«Планета бурь» пользовалась большим успехом и за рубежом. Картина была приобретена и США. В 1965 году она в перемонтированном виде была выпущена под названием «Voyage to the Prehistoric Planet» («Путешествие на доисторическую планету»). А в 1968 году увидел свет фильм «Voyage to the Planet of Prehistoric Women» («Путешествие на планету доисторических женщин»). В этих картинах получила развитие тема с венерианкой, образ которой мы видим в конце фильма «Планета бурь». В американских версиях фильма это уже племя воинственных амазонок Венеры.

«Человек-амфибия»

Постер к фильму с kinopoisk.ru
Постер к фильму с kinopoisk.ru

Фантастический роман «Человек-амфибия» — самое известное произведение писателя-фантаста Александра Беляева. В начале 60-х роман был необычайно популярен не только у нас, но и за рубежом. Идея экранизации истории Ихтиандра, человека, способного жить и в море и на земле, давно уже занимала кинематографистов разных стран, но технические проблемы подводных съемок до сих пор останавливали режиссёров.

Сценарий к отечественному фильму «Человек-амфибия» был написан ещё в 1950-х, но никто из наших режиссёров не брался за постановку. Решились на это Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский. После консультаций со специалистами-подводниками было вынесено решение: «Снять возможно». Бюджет не позволил вести съёмки в Саргассовом море с его богатой флорой и фауной, пришлось ограничиться съёмками в Крыму. Подводные же съёмки, сопряжённые с рядом сложных и порой даже опасных ситуаций, приходилось вести нарезкой — по несколько секундных эпизодов, чтобы актёрам и дублёрам хватало воздуха под водой.

-6

На главные роли искали актёров, соответствующих настроению картины. По словам Чеботарёва, ему «нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо». После поисков на главные роли пригласили неизвестного молодого актёра Владимира Коренева и юную Анастасию Вертинскую, уже ставшую знаменитой после роли Ассоль в фильме того же года «Алые паруса». Атмосферности фильму добавила необычная по тем временам электронная музыка Александра Петрова.