Найти тему
Алексей Передереев

Управляем апокалипсисом

Налоговики никогда не приходят сами, их приносят черти. Это знает каждый набожный бухгалтер, ознакомившийся с Апокалипсисом от Иоанна в редакции более известной как Налоговый кодекс. 

Приход этих нежданных гостей сопровождается многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому словосочетание выездная налоговая проверка расценивается бенефициарами компании как синоним конца света или катастрофы планетарного масштаба. 

Бизнес в России это бесконечное решение проблем и попытка избежать финальной катастрофы. Утром, просыпаясь, предприниматель читает молитву бизнесмена: «Дорогие проблемы! Пожалуйcта, дайте мне небольшой перeрыв! Я ж все равнo ваш постоянный клиент...». Но не тут то было, творцы законов не дремлют и подсыпают коммерсантам порцию новых экстремальных аттракционов. 

Хотя большинству обнищавшего за тучные годы стабильности населения нашей необъятной страны до фонаря любая законотворческая деятельность плодовитых избранников. Даже если будут приняты законы, по которым сроки за оскорбление верующих или неверующих, за митинги и за репосты будут не складываться, а умножаться... 

Все это вытекает из традиционного русского недоверия к власти со времён монгольского нашествия. Народ знает правило: чиновник сказал, и чиновник сделал - это два разных человека! И дело даже не в возрасте гражданина (тяжелые воспоминания советских времён), с опаской поглядывающего на постового полиционера, а дело в культуре общения власти с народом и уровне интеллектуального развития самих чинуш, правоохранителей и фискалов. 

Получил ксиву и ты царь. Сам на месте устанавливаешь правила и только Бог тебе судья. Я начальник - ты говно. Над тобой есть только один авторитет - это руководитель Управления или Главка. Но он далеко и имеет тебя в задницу не так часто, чтобы это могло стать вредной привычкой.

Начальник инспекции Светлана Аркадьевна очень боялась высоты, но зато не боялась длины и глубины. Поэтому от руководства выходила с чувством глубокого удовлетворения. 

Поговорим о глубине проверки. Период выездной проверки охватывает три года до того, как налоговики пришли с ревизией (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК). Они вправе изучать операции текущего года, ведь ограничения есть только по трехлетней глубине проверки. Но и этим правилом они пренебрегают, на их стороне обитель зла под названием Минфин (письмо от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519). 

Если вы считаете, что прошло три года и уже завтра с налоговиками вы не увидитесь - придумайте другую причину. Многие судьи поддерживают инспекцию в их инициативе посещения плательщика на дому после истечения заветных трёх лет. Они признают, что фискалов может сдержать лишь дата, когда они приняли решение о выездной проверке (определение ВС от 09.09.2014 № 304-КГ14-737). Еще один повод расширить глубину проверки — это рвение вашего бухгалтера сдать уточненку за былые годы. 

Если вы так понравились инспекторам и они пришли к вам на повторную проверку, то сроки её должны быть разумными (определение ВС от 16.03.2018 № 305-КГ-19973). Хотя мытари могут искусственно увеличивать период проверки в свою пользу. Причем уже после того, как сформировали акт. Например, в решении о назначении ВНП указав одни года, а проведя проверку и найдя нарушения за предыдущие периоды, в акте указывают и более ранние годы. Это недопустимо и противоречит пунктам 2 и 4 статьи 89 НК, нарушая максимальные пределы проверки. Период — это существенное условие проверки, которое определяет права и обязанности инспекции и налогоплательщика, поэтому исправление периодов в акте недопустимо (постановление АС Волго-Вятского округа от 28.01.2019 № Ф01-6742/2018). 

Ввиду сказанного, внимательно следите за тем, какой период проверяют налоговики. Если заподозрите манипуляции, не оповещайте инспекторов, а придержите аргумент до суда. Иначе проверяющие подправят все процедурные документы и лишат вас шанса отбить в споре всю сумму. 

Инспекторы также не вправе штрафовать, если найдут нарушение за пределами общего срока проверки. Привлечь к ответственности вас могут за трехлетний срок давности (п. 1 ст. 113 НК). Если компания не заплатила или занизила налог, срок давности считают с окончания налогового периода, в котором она обязана была рассчитаться с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 113 НК, п. 15 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).