6,7K подписчиков

БЫЛ ЛИ, СКАНДАЛЬНО ИЗВЕСТНЫЙ ЛЕОНИД ГУБАНОВ - ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ

1,5K прочитали


.

Был ли Леонид Губанов великим поэтом? Отдавая дань уважения его яркой, протестующей натуре, все таки, сказал бы, что для своей эпохи его стихи конечно яркие. И в шестидесятые это выглядело, и воспринималось, так что Губанов это так же ярко, и революционно, как Ахмадулина, (оба любили метафоричность, новую революционную рифму, и площадную эстрадность) просто Ахмадулина конформистка, а Губанов андеграунд.И кто бы с этим спорил?Это и вправду так. Губанов и вправду - андеграунд. Ахмадулина если конформистка, то в меру. Только, вот почему то, когда прошло два десятилетия, стало вдруг понято, что лучшая Ахмадулина это , по настоящему ярко, (не пишу уже об Ольге Седаковой, потому , что Седакова бессмертный классик), а Губанов, яркая личность, и символ шестидесятых. Это очень достойный человек, кто бы с этим спорил? Но он очень уступает, и Ахмадулиной, и даже Евтушенко, не пишу уже об Айги, о Кублановском, поэте из его круга. И это далеко не лучший поэт той эпохи. Хотя, и довольно громкий...Может ли гениальный поэт быть конформистом? Может, грустно, но так . И Александр Кушнер - конформист. Может ли поэт средний быть нонконформистом, и героической, (трагической) личностью? Может. Просто , на качестве поэзии, это обычно не сказывается...

Л.Губанов
Л.Губанов

КАКИМ ВЕЩАМ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНО

.

Губанов знаковая для Москвы фигура, конечно же живой символ своей эпохи, по своему яркая , сильная личность. Но поэт он не самый сильный, уступающий очень многим. Его не сравнишь ни то что бы ни с Айги, ни со Ждановым, но и даже с Евтушенко. В качестве сравнения, поэт Юрий Кублановский вышел из того же круга что и Леонид Губанов. Попробуйте сравните их стихи, насколько Кублановский лучше. Конечно и в Петербурге были не сильные, но симпатичные поэты. Они лучше тем, что не площадные , (площадная эстрадность в поэзии больше московская черта) , Петербург же - город камерный. Почему же, часто далеко не самые лучшие поэты - становятся известными? Может быть, потому, что в поэзии мало кто понимает . Так же мало как в серьезной музыке . К примеру на совершенно слабых поэтов подписано на сайте в Контакте, по десять тысяч человек... С чем эта тенденция связана?

ПОЧЕМУ, ДАЖЕ ФИЛОСОФОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТОВ

.

Настоящих поэтов в наши дни - очень мало, (последним поэтом от Бога, был Борис Рыжий.) Однако, людей понимающих в философии не так и мало, этому можно научиться если Богом дан интеллект, или особенный склад мышления, (или даже личности.) Таких людей не так и мало, потому что каждый человек немного философ, если это человек размышляющий, и особенно, если это человек, рожденный в России. Однако, далеко, не каждый человек - поэт. Потому, что, ни чувству поэзии, ни чувству музыки никого не научишь, как впрочем, и чувству - настоящей живописи. С этим даром - люди уже рождаются, как впрочем, и с даром к философии. Однако, мышление - более универсальная область проявлений и духа, и души, а поэзия - область более частная.

Борис Рыжий
Борис Рыжий

СРАВНИВАЯ ЛЕОНИДА ГУБАНОВА И БЕЛЛУ АХМАДУЛИНУ

.

Сравните для примера сами эти два стихотворения . Какие стихи написаны лучше? То, что стихи Ахмадулиной написаны намного лучше, и ярче, (не смотря на почти, что их богоборчество) бесспорно. У Ахмадулиной какой-то небесный хор (за бытом) слышен., как в греческой драме, и эхо у нее надмирное. И не смотря на быт, полетность. И не смотря на атеизм, религиозность. Не пишу конечно о пронзительности этого повествования. Ее стихи, и эта история в стихах почему то, сразу же, волнуют, поднимают тебя с места . Почему то я представляю сразу этого хитроватого лысоватого, пьяного старика, как представляю и хрупкую летящую на свидание Настю . А забор, просто, врезается. У Леонида Губанова скорее быт, и восторженно сентиментальное отношение к Цветаевой под водку, но не смотря на религиозность, бытовой, загробный мрак - в котором , и любовь и пьянка. Это неплохие стихи, но никакого надмирного эха я не ощущаю, или , даже, пронзительности, как не ощущаю и полетности. И хотя, такой я Цветаеву не представляю, (и представить совсем не могу), понимаю, что это хороший , воображаемый рассказ о встрече, но и не более.

БОГ

.
За то, что девочка Настасья
добро чужое стерегла,
босая бегала в ненастье
за водкою для старика,-

Ей полагался бог красивый
в чертоге, солнцем залитом,
щеголеватый, справедливый,
в старинном платье золотом.

Но посреди хмельной икоты,
среди убожества всего
две почерневшие иконы
не походили на него.

За это вдруг расцвел цикорий,
порозовели жемчуга,
и раздалось, как хор церковный,
простое имя жениха.

Он разом вырос у забора,
поднес ей желтый медальон
и так вполне сошел за бога
в своем величье молодом.

И в сердце было свято-свято
от той гармошки гулевой,
от вин, от сладкогласья свата
и от рубашки голубой.

А он уже глядел обманно,
платочек газовый снимал
и у соседнего амбара
ей плечи слабые сминал...

А Настя волос причесала,
взяла платок за два конца,
а Настя пела, причитала,
держала руки у лица.

«Ах, что со мной ты понаделал,
какой беды понатворил!
Зачем ты в прошлый понедельник
мне белый розан подарил?

Ах, верба, верба, моя верба,
не вянь ты, верба, погоди!
Куда девалась моя вера -
остался крестик на груди".

А дождик солнышком сменялся,
и не случалось ничего,
и бог над девочкой смеялся,
и вовсе не было его.

Белла Ахмадулина

ПОЧЕМУ, ЭТИ СТИХИ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ - ПРОБИВАЮТ

.

Эти вот стихи Беллы Ахмадулиной, я бы сказал пробивают, бьют лиризмом и силой, и отчаяньем, и не смотря на их советское богоборчество, написаны они религиозно. Они не только о любовной тоске человеческой души, они и о религиозной, идеалистической тоске, о том, как чувство любви и религиозное чувство веры в нас близко... Но прежде всего эти стихи здорово написаны (особенно для начала шестидесятых.) По нарастающему поэтическому напряжению, по точности образов, и рифм. Настоящие стихи должны вызывать сопереживание, правда в отличие от рассказа в жанре прозы, переживание это более иррациональное. Казалось бы, какое читателю должно быть дело, до какой -то девочки, в которой Ахмадулина в чем то описала, наверное себя в юности? Вот понимаю, были бы стихи об одиноком старике, о брошенном женщиной мужчине. Они бы вызвали быстрее сочувствие. Но в том то, и дело, что эти стихи пробивают все мои защитные экраны. Они просто врезаются , со всей скоростью ,в душу. Так только одна Ахмадулина и могла написать.


Б. Ахмадулина
Б. Ахмадулина

ЦВЕТАЕВОЙ

Была б жива Цветаева,
Пошёл бы в ноги кланяться -
Пускай она седая бы
И в самом ветхом платьице.

Понёс бы водку белую
И пару вкусных шницелей,
Присел бы наглым беркутом -
Знакомиться ль? Молиться ли?..

Пускай была бы грустная
И скатерть даже грязная,
Но только б слышать с уст её
Про розовое разное.

Но только б видеть глаз её
Фиалковые тени
И чудо чёлки ласковой
И чокнуться в колени.

Жила на свете меточка
Курсисточкой красивой,
В бумажном платье девочка
Петлю с собой носила.

Писала свитки целые,
Курила трубку чёрную,
Любила спать за церковью,
Ходить в пацаньих чоботах.

И доигралась, алая,
И потеряла голову,
Одно лишь слово балуя,
Ты замерзала голая.

Один лишь стол в любовниках,
Одна лишь ночь в избранницах,
Ах, от тебя садовнику
Вовеки не избавиться...

Небесному - небесное,
Земному - лишь земное.
И ты летишь над бездною
Счастливейшей звездою.

Всё поняла' - отвергнула,
Поцеловала - ахнула,
Ну а теперь ответа жди
От золотого Ангела!

Пусть сыну честь - гранатою
А мужу слава - пулей,
Зато тебя с солдатами
Одели и обули.

И ничего не вспомнила,
Перекрестилась толечко -
Налей стаканы полные,
Зажри всё лунной корочкой!

Здоровье пью рабы твоей
Заложницы у Вечности
Над тайнами зарытыми,
Страстями подвенечными.

Какое это яблоко
По счёту своевольное.
Промокшая Елабуга,
Печаль моя запойная...

Была б жива Цветаева,
Пошёл бы в ноги кланяться
За то, что не святая ты,
А лишь страстная пятница.

И грустная, и грешная,
И горькая, и сладкая
Сестрица моя нежная,
Сестрица моя славная.

Дай Бог в гробу не горбиться,
Мои молитвы путая,
Малиновая горлица
Серебряного утра!

Леонид Губанов

Л. Губанов
Л. Губанов