Найти тему
ArtSide!

Комиксы? Да кто их читает?

Любите комиксы? Если да, то вам, наверняка, будет интересно моё сегодняшнее интервью с издателем и переводчиком комиксов Русланом Хубиевым.

AS!: Привет, Руслан! Для начала, представься для моих читателей :)
РХ:
Меня зовут Руслан Хубиев. Я переводчик комиксов Marvel, редактор переводов фильмов Warner Bros, владелец издательства комиксов "Рамона", веду блог о комиксах и ещё у меня второй разряд по бадминтону (но давно не проверял).

На фото Руслан
На фото Руслан

AS!: Как давно ты занимаешься переводом комиксов и как пришел к этому?
РХ: Конкретно переводом я занимаюсь больше 8 лет, где-то. Начинал я со "сканлейта" (перевода и оформления комиксов бесплатно и в сеть). Так как на тот момент я уже читал и любил комиксы + учился в переводческом - для меня это было приятной практикой.
Через пару лет сканлейта мы с парой моих "коллег по цеху" решили создать издательство и переводить комиксы официально, что мы и сделали. Спустя некоторое время на меня вышло издательство "Комильфо", которые нашли мои переводы и сказали, что хотели бы взять меня в команду. Так я и вошёл в индустрию.

AS!: А у тебя есть любимый комикс или может персонаж из комиксов?
РХ: После десятка тысяч прочитанных комиксов - стираются какие-то внутренние топы. Равно как и не может быть любимого персонажа. Как бы я ни любил какого-нибудь Человека-Паука - я ограничен комиксами с ним, а так как авторские составы постоянно меняются - за хорошей историей может идти очень и очень плохая. Из российских могу выделить "Шув" Оли Лаврентьевой, "Автора" Алексея Хромогина и "Полуночная Земля" Юли Никитиной.

AS!: Есть убеждение, что книга всегда лучше фильма, как бы круто его не сняли. Как думаешь, как обстоит дело в случае с комиксами?
РХ:
Тут всё немного сложнее. Книга, будучи сугубо вербальным произведением подразумевает работу нашего воображения при прочтении. А в своём воображении мы всегда дорисовываем некоторые вещи сами. Комиксы - произведение вербально-визуальное. Они дают тебе возможность взглянуть на персонажей из-под пера художника. Поэтому перенос этого на большой экран всегда интересен. Плюс зачастую (если мы говорим про супергероику), берутся не конкретные сюжеты, а персонажи. Поэтому интерес всё равно есть, даже если ты читал комиксы про него.

AS!: Сколько людей трудится над созданием одного комикса? Их всех указывают "в титрах", или только автора сценария и художника? И вообще, реально ли делать комикс одному человеку?
РХ:
Это варьируется. Один человек может написать, нарисовать, покрасить, отретушить, отлеттерить, отредактировать и издать комикс. Что и есть, по сути, самиздат. Но по большей части это коллективный труд, где есть автор, художник (иногда это один и тот же человек), есть несколько редакторов, корректоров, колорист, леттерер (шрифты и звуки), издатель и так далее.

AS!: Мы с тобой вместе были на фестивале в Перми. Ну, и до этого были на других фестах. Я заметила такую вещь - в основном с книжками и комиксами на аллее авторов сидит мужская половина. А с открытками, стикерами, постерами - женская. (Есть, конечно, исключения, но их единицы). Как думаешь, почему так произошло?
РХ: На самом деле из того, что видел я - это не всегда так. Но полагаю, потому что комиксы по мнению многих людей, это движ, супергерои и экшн. А многие мальчики (если мыслить стереотипно, конечно) такое любят. Если пускаться в дальнейшие рассуждения, то всё скатится в деление на клишированных "мальчиков" и "девочек" в вакууме, чего я точно не хочу. Комиксы для всех.

AS!: Есть ли вообще успешные женщины-сценаристы комиксов?
РХ: Успешные женщины-сценаристы дарят свои произведения читателям уже много десятков лет. На заре комикс-индустрии (ещё даже до второй волны феминизма и Women’s Liberation) многие женщины не получали должного освещения за свой вклад, но сейчас индустрию комиксов мужчины и женщины смело делят практически пополам. Келли Сью Деконник, Дж. Уиллоу Уилсон, Маржан Сатрапи, Марджори Лью, Гейл Симон и многие другие признаны одними из лучших в своём деле. И вполне заслужено

Руслан и его коллекция
Руслан и его коллекция

AS!: Кстати, и ведь в принципе сценаристов-женщин (не только комиксов) немного. Погуглив я нашла весьма ограниченные списки, которые исчисляются совсем не сотнями, как у мужчин. Это всё последствия того, что до второй волны феминизма женщин, когда не пускали в индустрию? Как думаешь, сровняются ли когда-нибудь эти цифры?
РХ: На самом деле, про "сравнялись" (в предыдущем ответе) я имел в виду талантливых (на мой взгляд) авторов и авторок, разумеется.
Касательно второй волны я процитирую Джерри Конуэя, автора комиксов, который писал в своё время комикс про Мисс Марвел:

"Когда-то, во времена второй волны феминизма, меня спросили — почему именно я пишу комикс про столь прогрессивного персонажа, как Мисс Марвел? Разве не логичнее будет писать его женщине, понимающей женского персонажа намного лучше. Тогда я ответил, что в индустрии нет талантливых женщин-авторов, способных написать столь важную историю. Хотя в действительности мы создали домик на дереве, о местонахождении которого знали лишь мальчики и которые каждый день карабкались по веткам, чтобы добраться туда. И никому никогда и в голову не приходило спустить лестницу, поставить табличку и привлечь новых людей".

Я рад осознавать, что сейчас ситуация другая.

AS!: За рубежом комиксы - это огромная индустрия, и довольно прибыльное дело. Почему с созданием комиксов в России дела обстоят иначе? Дело в менталитете или чем-то другом? И опять же, догоним ли мы когда-нибудь запад?
РХ:
Дело не в менталитете, а в выслуге лет. Комиксы в Америке царят уже больше 80 лет. Они максимально плотно засели в подкорку и стали неотъемлемой частью культуры. Для России это всё ещё в новинку. Многие удивляются существованию комиксов в принципе. Тем более тому, что они есть на русском языке. Время покажет.

AS!: Ещё я знаю, что помимо издательской деятельности, ты ведешь свой канал на Ютубе и твич-канал. Не буду спрашивать, как ты все успеваешь :D Спрошу, сколько времени ты тратишь на это в процентном соотношении относительно издательства?
И что приносит больше удовольствия и денег - издательство или блогерство?
РХ:
У меня очень большие проблемы с тайм-менеджментом :) Больше всего времени занимают съёмки и переводы. Зависит от сезона или же необходимости срочно доделать важный проект. Но часов 18 в день я трачу на комиксы в той или иной мере. Блогерство деньги не приносит, если говорить про монетизацию :). Рекламу не даю из принципа.
Но есть
Патреон, куда люди при желании могут бросить копейку на развитие канала.
Основная прибыль у меня идёт с переводов комиксов и редактуры фильмов. А удовольствие мне приносит то, что кому-то мои жалкие труды помогают начать читать комиксы. А благодаря переводу ли или каналу - не так важно.

За работой
За работой

AS!: Как часто ты вообще посещаешь фестивали? Я заметила, что многие люди подходят к тебе и говорят, как круто, что ты снова приехал. Для тебя это заработок, возможность культивировать комиксы, возможность расширить аудиторию? Или что-то другое?
РХ:
Опять же - зависит от сезона. Но если раскидывать на год - 1-2 раза в месяц. Для меня это возможность посмотреть новый город или вновь погулять по старому и рассказать про комиксы большой группе лиц.
Так что я стараюсь по возможности соглашаться на подобное. Ну и все, кто меня звал - знают, что у меня райдер простой - перелёт и проживание.

AS!: И кстати, посещение какого фестиваля в качестве участника тебе запомнилось больше всего и чем запомнилось?
РХ: Из последнего - ну та же Пермь, куда я катался раза 4 уже, если память не изменяет. Всегда тёплые люди, отличные условия и милый городок.
Но фестиваль года (2019-го) для меня - Нур-Султан. Такого размаха и масштаба я не видел очень давно. Тысячи заинтересованных людей, сотни стендов, бесплатный кинотеатр, где нон-стоп крутят фильмы и сериалы. Всё было просто невероятно.


AS!: Что ты посоветовал бы тем, кто задумывается посвятить себя созданию комиксов?
РХ: Я посоветовал бы читать комиксы. Да, есть документалки про Супермена, есть "Иллюстратор" про Джеффа Смита, есть "Понимание Комикса" МакКлауда и все его сиквелы. Но именно осознание того, как работают комиксы, как можно их преподносить и какие формы он может приобретать - всё это развивается путём опыта. А точнее чтения, чтения и чтения.

AS!: Ну и последний вопрос :)
Обычно все просят дать советы начинающим художникам, чтобы как-то подтолкнуть их и вдохновить. Давай поступим по другому! Найди минусы своего хобби и попытайся отговорить людей заниматься этим :)

РХ: Легко. Комиксы - это то, что не закончится. К сожалению, если ты решил/а посвятить себя комиксам нужно приготовиться к тому, что они продолжат выходить. На секунду поверив, что ты уже охватил/а всё, что можно было, выходит 500 новых серий. Так что быть в курсе очень тяжко.
Тебе придётся читать много плохого. Очень плохого. Я бы очень хотел читать лишь хорошие и классные штуки, но если собираешься погрузиться с головой - готовься.
Если хочешь быть в чём-то лучшим/ей - нужно отдаваться этому полностью. Так что ни о каких развлечениях даже не думай!
Ну и будь готов/а к тому, что после этого все группы, вроде "БИТВЫ ГЕРОЕВ MARVEL/DC" будут вызывать лишь рвотный рефлекс)

AS!: Обычно в конце своего интервью, я спрашиваю, красавчик ли Тема Лебедев. Но его личность не совсем подходит для нашей сегодняшней темы. А единственного кого я знаю из комиксной сферы - Стен Ли. Так вот, красавчик ли он? :)
РХ:
Тёма Лебедев красавчик, а Стэн Ли... Нельзя сказать нет, но моё сердце принадлежит Джеку Кёрби)

Если вас увлекает тема комиксов - добавляйтесь к Руслану в его группу