Летом 2019 года в прокат вышел очередной фильм Квентина Тарантино «Once Upon a Time... in Hollywood». Кажется, что он затерялся на фоне очередных блокбастеров о супергероях Marvel: его не обсуждают коллеги на работе, друзья в соцсетях, о нём сравнительно мало написано.
Претензии к фильму три:
- Сюжет слабый и не понятно о чём, логика персонажей странная, действия нерациональные
- Не хватает динамики, она появляется лишь в конце
- История затянута
Про сюжет
Тарантино снова вернулся к скетчевой структуре повествования. Те, кто смотрел «Криминальное чтиво» , понимают, что разрозненные кусочки к кульминации станут единым целым.
Впрочем, без отбивок, вроде тех, что мы видели в «Четырёх комнатах» , это не так очевидно. Кроме того, Тарантино сдобрил отрывки переходами, создающими впечатление цельного повествования. Это смущает некоторых зрителей, которым нужны чёткие расстановки от пункта А к пункту Б.
Сюжет картины условно можно разделить на 5 частей:
1) Знакомство
Мы знакомимся с Риком Далтоном — звездой вестерн-сериала «Закон Охоты» («Bounty» обычно ассоциируют с оплачиваемой охотой за преступниками, поэтому перевод корректен) и его дублёром — Клиффом Бутом. Леонардо и Брэд и правда похожи, но не столько лицом, сколько комплекцией.
Спустя несколько мгновений мы узнаем, что Клифф не только дублёр, но и «мальчик на побегушках» . Рик относится к нему пренебрежительно. Он переживает кризис, потому что боится «выйти в тираж», окончить карьеру актёра, как злодейская груша для битья в сериальных вестернах.
Да, Далтон уже заработал денег на шикарный дом в Калифорнии, но за его содержание надо платить. Платить надо и Клиффу, который останется без работы, если партнёр даст ему расчёт. Всё из-за туманного прошлого.
2) Арка Клиффа Бута
Если знакомство всё-таки акцентировано на Рике, то здесь зритель узнаёт о проблемах Клиффа. Дублёр-каскадёр беден, живёт в трейлере, и самое близкое ему существо - питбуль Бренди. Карьера Клиффа давно загублена сплетнями, но это не мешает герою Брэда Питта оставаться в отличной физической форме.
Арка Клиффа прерывается аркой Рика, чтобы раскрыть персонажа в полной мере. Во второй её части Бут ездит на шикарном Cadillac DeVille 1966 года Далтона. Кстати, эта машина раньше уже светилась в фильме «Бешеные псы» .
На этой машине Питт подвозит Киску - малолетнюю симпатягу-автостопщицу, с которой прежде переглядывался, проезжая мимо. Она вместе с друзьями-хиппи обитает на старом ранчо, месте «боевой славы» Рика и Клиффа. Каскадёр решает проверить старого хозяина местечка, но не понятно почему встречает отпор и презрение хиппи.
Всё могло закончиться хорошо, если бы не мелкая пакость, подстроенная одним из приятелей Киски. Клифф показывает себя твёрдым, уравновешенным, но жестоким, добивается своего и уезжает под улюлюкание общины.
Образ каскадёра — это подчёркнутая маскулинность даже в ущерб всему остальному. В нём чувствуется фатализм, безысходность, он живёт сегодняшним днём, а мысли о завтрашнем топит в алкоголе и траве.
3) Арка Рика Далтона
Рик талантлив. Его ранние работы высоко оценивают зрители и критики. Сериалы с ним стали легендой ТВ для подростков и детей.
Рик боится. Он уже почувствовал вкус славы, но развития в его карьере нет и не предвидится. От безысходности Рик начинает топить горе в алкоголе и чуть не разрушает собственную личность.
Рик слаб. Однако ему удаётся собраться, смириться с поездкой в Италию и заработать там денег. Это история человека, который не сломался и сорвал джекпот.
Несмотря на жажду славы, Рик скромен. Он слушает похвалы немного смущаясь, но искренне радуется успехам, когда никто этого не видит. В конце арки он переживает из-за расставания с Клиффом, ведь Рик не знает как после Италии сложится его карьера на родине.
4) Арка Шэрон Тэйт
Шэрон молода, прекрасна и талантлива. Её линия проходит через фильм солнечным зайчиком. О ней шепчутся за спиной, упрекают в распутстве, но всё складывается замечательно. Ещё бы: красивая девушка разрывает помолвку, выходит замуж за режиссёра Романа Полански, но при этом встречается и с бывшим возлюбленным.
История Шэрон Тэйт известна в США как часть истории культового убийцы Чарльза Мэнсона. Актрисе было 26, когда на девятом месяце беременности её вместе с друзьями зверски убили в собственном доме. Для российского зрителя это неактуально, сложно и неинтересно. Подумаешь, какой-то псих сколотил из хиппи тоталитарную секту...
5) Кульминация
Оказалось, что община хиппи из приключения Клиффа — это и есть «Семья» Мэнсона. Четверо сектантов едут убивать Шэрон Тэйт и её друзей, как это было в реальности. В фильме они ошибаются и заезжают к соседу — Рику Далтону.
Рик пьян, а его друг Клифф укурен — так парни отмечали расставание. Отпор, который они дают убийцам, сближает их. Фильм заканчивается хорошо. Сектанты разбиты, Клифф защищает жену Рика, а Рик знакомится с семьёй первого режиссёра Голливуда. Это надежда для него и его дублёра.
«Однажды... В Голливуде» — это фильм про надежду. Герои, как и многие из нас, страдают от неопределённости. Им страшно за то, что будет завтра. Но именно в самый тёмный час рождается надежда.
Если читателю кажется, что герои незаурядны, а он — вполне, то пусть заглянет в себя. «Однажды... В Голливуде» — это фильм про людей со всеми их недостатками и достоинствами. Надеюсь, после такого объяснения у каждого зрителя отпадут вопросы о сюжете.
Про атмосферу
Как я писал выше, фильм часто упрекают в слабой динамике. Длинные планы, сцены, вроде бы ни о чём, повторение уже сказанного. Однако именно в такие моменты проникаешься атмосферой, начинаешь понимать героев. Зритель переживает моменты жизни вместе с героями.
Да, конечно, это не динамичный монтаж, полюбившийся авторам блокбастеров. Однако Тарантино и тут вставляет коронные фишки с клиповой нарезкой. Например, когда герой Ди Каприо проклинает себя в трейлере за пьянство.
Тарантино передал дух Америки 70-х. Тут и хиппи, и разговоры о Вьетнаме, и, самое главное, картинка. Сотни людей в одежде времени, старые вывески, и, чёрт подери, 2000 винтажных авто. Это колоссальная работа и высший класс.
Я почувствовал себя там в тот момент, когда Клифф ехал на Кадиллаке под Bring a Little Lovin' группы Los Bravos. Захотелось попасть в американскую жару, увидеть всех этих длинноногих девушек-роллеров, скушать мороженое и просто вскочить на лонгборд шершавому ветру навстречу.
Фильм выдержан в тёплых тонах, все сцены слегка зафильтрованы жёлтым. Особенно чётко это видно на фоне голубого неба над ранчо, где обитала «Семья» . Калифорния, одно слово.
Пара слов о ногах
Как и другие фильмы Тарантино "Однажды... В Голливуде" пропитан лёгким фетишем. Режиссёр много раз признавался, что обожает женские ступни. Этот фильм не исключение.
Однако Тарантино здесь зашёл дальше привычного и весь фильм показывал стройные девичьи ножки — мода 70-х этому благоволит. Если бы фильм оказался слабый, его можно было бы смотреть только из-за этого. Вот они - подлинные колонны творчества режиссёра.
Мнение
Мне сложно смотреть фильмы. Высидеть полтора часа трудно, не потерять концентрацию ещё труднее. Этот фильм я смотрел три часа с короткими с перерывами до туалета и обратно.
Да, здесь мало насилия, но динамики хоть отбавляй. Кадр выстроен энергично, даже если действия не так уж много. Не понятно почему так много людей предпочитают такому кино вторичную жвачку про супергероев.
"Однажды... В Голливуде" требует от зрителя быть снобом, иметь вкус и желание погрузиться в эпоху. Фильм нетолерантный, он не соответствует духу современности. В этом прелесть картины. Она, как роман "Чужак в стране чужой" Роберта Хайнлайна, показывает как хорошо быть мужчиной, как хорошо быть женщиной, и как люди, которые верны себе до конца, получают то, что им причитается.
Радует и хороший конец. "What if" на тему гибели жены Романа Полански обманывает ожидания американской публики и дарит надежду всем остальным.
Оценка: 9/10