Найти тему
Отзывы

ТОП 5 советского дефецита

Оглавление

Мы составили ТОП 5 дефицитных товаров, с точки зрения жителя советского города-миллионника. Разумеется, что тема дефицита в СССР совершенно неохватная и в разных городах, а особенно столицах, были свои особенности, но существовал некий негласный вишлист, который роднил всех. Эти товары были самой настоящей твердой валютой. Надо ли говорить, что борьба за обладание «дефицитом» объявлялась «вещизмом», несовместным со званием Советского Человека.

Тушенка

Тушенка к середине 70-х стала дефицитом, т.е. товаром вожделенным, который приходилось «доставать по блату».

Тушенка превращала в обед картошку и макароны, гречу и пустой суп.

Тушенку копили весь год, и брали на дачу летом. Тушенка в СССР — один из обязательных атрибутов турпоходов, где ее с удовольствием ели прямо из банки у костра.

В советское время тушенка выпускалась в 300-граммовых жестяных банках, обмазанных толстым слоем маслянистой суспензии и сверху прикрытой куском крафтбумаги. Предназначалась она, преимущественно для снабжения армии и пополнения стратегических запасов на случай ядерной войны, для снабжения геологов, вахтовиков и т.п. А потому в открытой продаже ее никогда не было. Тушенку «доставали». Исключение составляла импортная китайская тушенка «Великая Стена» совершенно ужасного качества.

Тушенкой в СССР десятилетиями запасались на черный день, особенно, поколение, пережившее невзгоды ВОВ. И, да, она была реально сделана из свежего мяса и очень вкусна.

-2

Популярная литература

То, что СССР была самой читающей страной в мире – правда. Возможно, и наверняка, от отсутствия других развлечений, но тем поколениям это обстоятельство пошло на лишь пользу.

Однако, книжные магазины были забиты коммунистическим хламом. Зато фантастика, детективы и исторические романы раскупались моментально, а чаще продавались из-под полы, либо на черном рынке за немыслимые деньги. В приличных домах богатство корешков книжной полки служило непременным показателем престижа семьи.

Чтобы смягчить книжный дефицит, вводились разнообразные программы, например, «Книги в обмен на 20 кг сданной макулатуры», подписки на собрания сочинений и т.п.

-3

Жевательная резинка

Жевательная резинка была до 80-х продуктом совершенно недоступным, маркером «фирмача», символом крутизны. Она попадала в страну тайными тропами – от интуристов, командировочных, моряков и т.п.

Решение о производстве собственной «жевачки» было принято советским руководством после трагических событий 10 марта 1976 года. В этот день на ледовой арене Сокольников состоялся третий матч серии юниорской сборной СССР против канадских сверстников, объединённых под названием Barrie Coop (Берри Куп). Спонсором канадской команды выступила компания Wrigley. На протяжении всех игр канадские гости угощали наших, советских ребят пластинками Ригли. Молва о том, что приезжие гости с щедростью угощают неведомой жвачкой, быстро разлетелась. Во дворец спорта «Сокольники» на матч пришло много школьников, мальчиков и девочек от 11 до 16 лет.

После третьего матча кто-то из канадской команды кинул на трибуну горсть жвачки, моментально образовалась свалка из детей -каждый хотел получить заветную жвачку. Администрация «Сокольников» увидела, что гости взялись за фото- и видеокамеры, и распорядились отключить освещение. В темноте люди падали друг на друга, спотыкались, образовалась давка. По официальным данным погиб 21 человек, из них больше половины – дети.

К 1983 году выпуск жвачки освоили практически все крупные города, выпускалась жевательная резинка на сахарных заводах, хлебопекарнях, макаронных фабриках и других предприятиях. Но надо ли говорить, что ее качество и близко не лежало рядом с заветной Ригли…

-4

Икра красная и черная

Красная икра считалась на любителя и на продажу в отечественных магазинах не попадала. Но вот с черной икрой совсем другая история. Именно черная икра была обязательным атрибутом на новогодних столах, юбилеях, свадьбах и других важных праздников. Но достать её было почти нереально.

-5

Она поступала в продажу очень редко и моментально раскупались, как и все дефицитные товары. Но советские люди нашли способ вкусить любимой икорки. Суть в том, что бутерброды с икрой часто продавались в буфетах цирков и театров. Люди покупали билеты, чтобы иметь возможность купить бутерброд с икрой, а не насладиться спектаклем или представлением. Также, реально было подпольно купить икру в ресторанах, где её подавали. С наценкой правда, но люди покупали, как только могли себе это позволить. В то же время, партийные деятели никогда не чувствовали недостатка на своих икры. Также, очень много икры было экспортировано за границу, чтобы удовлетворить Европу, а про свой народ люди на руководящих должностях совсем забыли.

Интересный факт об икре

Все прекрасно знают и успели посмотреть много раз ходовой советский фильм “Иван Васильевич меняет профессию”. Режиссер этой шедевральной кинокартины Леонид Гайдай заявил, что вся еда, которая попадает в будущие кадры фильма должна быть настоящей, а не пластиковой. Естественно, что на свою прихоть он был вынужден вложить свои деньги. В итоге на деликатесы Леонид Гайдай потратил месячную зарплату советского гражданина (около 200 рублей).

«Фирменные» джинсы

«Последняя надежда девушки выйти замуж», деталь одежды, превращающая любой «прикид» в универсально приемлемый везде – в гостях, на работе, в театре и ресторане, вещь, решительно отделяющая современного человека от «деревенщины», от «совков».

Levi’s или, например, Wrangler – это было очень круто! А какие-нибудь индийские Милтонз – ну, приемлемо, сойдет. «Нетрущиеся» джинсы, т.е. имеющие стойкую окраску, болгарского, например, производства, не котировались вообще никак. Стоить джинсы могли от 100 и до 300 рублей. При том, что стипедия была – 40, молодой специалист после ВУЗа зарабатывал 100-120, а 250-300 – это уже высококвалифицированные рабочие и управленцы.

-6