Найти в Дзене

Пагубность копирования - на примере системы образования

Оглавление

В нашей педагогике пытаются заимствовать западную парадигму, что ребёнок должен быть свободен от всякого давления и принуждения, обучение должно происходить в лёгкой, ненасильственной, игровой форме. Что преподаватели не могут повышать голос на школьников, не могут их выгонять из класса, даже повышать голос. В плане наведения порядка и дисциплины учитель теперь практически ничего не может. Он может только пожаловаться завучу и директору. Он не может реально наказать ученика. И дети это мгновенно почувствовали.

В нашей культуре, дети (как и многое другое) - это такая стихия, которая будет расширяться, пока не получит сопротивление извне, по закону экспансии информации. Дети начали наглеть, садиться учителям на шею. Успеваемость стала резко падать.

Финская школа
Финская школа

Вот как выглядит финская школа. "8 утра. Звонок на урок больше похож на рингтон "Нокии". К этому времени в классе еще не все ученики, но и те, что пришли, не торопятся доставать учебники и садиться за парты. Во-первых, парты еще можно поменять местами, сдвинуть-раздвинуть. Геометрия класса постоянно меняется: это один из способов добавить в образовательный процесс динамики, дать ученикам самостоятельно определить расположение классной мебели. Во-вторых, по мнению финских учителей, день должен начинаться с приятных ощущений – болтовни с друзьями, шуток. Времени для этого достаточно: урок длится 75 минут, в том числе для первоклашек, так что начинать и заканчивать непосредственно образовательную часть со звонком спешки нет.

Ученики могут запросто встать, пройтись по классу, наточить карандаш, заглянуть в учебник или тетрадь соседа, взять бутылку с водой из своего шкафчика, выйти в туалет. В классе на уроках не царит тишина, мало кто сидит на месте, но при этом никто не бездельничает. Добиваться серьезного отношения к учебе через строгую дисциплину – это не про финскую школу.

Основа финского образования – это доверие. Доверие между всеми участниками системы. Родители доверяют школе, учителя доверяют ученикам, министерство образования доверяет учителям (https://www.severreal.org/a/30199845.html).

Никто никого не заставляет, но дети всё равно учатся, потому что они знают, что им придётся учиться, жизнь-то тяжёлая без образования. Это Запад. Западе жизнь заставляет ученика думать о будущем. Учащиеся - как на Западе, так и на Востоке (в Японии, Китае, Сингапуре) более чем мотивированы. Подробнее о системе образования в Японии можно прочитать здесь: https://republic.ru/posts/l/787963.

Японская школа. Фото: TOSHIFUMI KITAMURA / AFP
Японская школа. Фото: TOSHIFUMI KITAMURA / AFP

Наш ученик думает о том, как получить бонус здесь и сейчас. Вернее он не думает, а за него сама система ценностей работает. Она мотивирует его не на получение знаний, а на скорейший результат. Взять реванш над учителем. Подавить учителя. Мне рассказывали реальную историю. В одной частной школе, где обучение стоило очень дорого, учителя были нетребовательны. Потому что знают, чем кончится такая требовательность. И ученики расслабляются, потому что знают, что им всегда поставят более-менее сносную оценку. Потому что всё куплено. Пришёл строгий, требовательный учитель, профессионал высокого уровня. В считанные недели все подтянулись по его предмету. Ученики тут же напрягли своих влиятельных родителей, чтобы те использовали связи. Этого учителя быстро уволили.

Почему у нас не работает западная система? Потому что ни на одном из уровней, ни один из субъектов, кроме преподавателя, который решил тут кого-то научить, вот это никому не нужно. "Ценности выживания". Учитель в такой системе пытается давить оценками, но так как нет возможности оставлять на второй год, на это плюют. Двойка из ужаса превратилась в просто одну из оценок. А школьники рассуждают как свалить из школы в колледж, где вообще ничего делать не надо. К чему напрягаться? Главное - получить корочку, на работу всё равно устраиваются по знакомству. Напрягается только какой-нибудь безумный учитель, который пытается чему-то кого-то научить. Наперекор всей системе. Потому что системе нужны совсем другие учителя.

В западной системе ученики сами на каком-то этапе начинают понимать, что учиться надо. И родители в этом в большей степени участвуют. А не просто сдают детей в школу.

Потому что в Европе ещё отбор школы, прочее, выбирать будут не только по связям, но ещё по тому что ты знаешь, что умеешь. По баллам, и так далее. Общество, в качестве будущих заинтересованных предприятий и всём прочем в этом всём участвует.

Существует западная система, она рассчитана на сознательность и индивидуальность. И существует наша система, которая рассчитана на дисциплину, коллективизм и уважение к учителю как находящемуся выше по общественной иерархии. У нас учитель всегда не просто давал (и спрашивал) материал, а "строил" учеников.

На мой взгляд, эта система несовершенна тем, что учителю приходиться одновременно выполнять функции образовательные и воспитательные. До революции в школах были классные наставники, которые во время урока ходили по классу и следили за дисциплиной. Потому что если учитель наказывает провинившихся, то ученики переносят личный негатив на его предмет. Если есть система классного наставника, то этого переноса не существует.

Классных наставников удалили в раннем СССР, погнавшись за химерой "социалистической сознательности". Теперь учитель должен быть одновременно и командующим. Господином, который заставляет учеников концентрировать внимание. Он может делать это путём собственного таланта, увлечь учеников, что отнюдь не всякому дано (кроме талантов, есть ещё и масса добросовестных ремесленников). И может это делать используя обычную властность.

В системе ценностей выживания учитель неизбежно является руководителем, начальником, властителем. У него власть. А ученики - подчинённые.

Теперь смотрим, что у нас делают. Берут на Западе систему образования, которая включена в единую систему индивидуалистических ценностей, и пытаются перенести на нашу почву с совершено иными ценностями. Искусственно перенести, потому что "так на Западе". Значит, и нам нужно то же самое.

Что получается? Тот же самый принцип, "что для немца хорошо, для русского - смерть". Ученики наглеют. И сейчас все преподаватели на них жалуются. Что "мы ничего сделать на можем, наказывать тоже не можем, из класса нельзя хулигана выгнать". Раньше можно было оставить на второй год, этого все панически боялись, сейчас - нельзя, не так такой меры. Ученики стали неуправляемыми. Значит, это перенесение было сделано неправильно. Японцы почему-то не стали переносить западную систему к себе.

Самое позорное, что и родители поэтому разболтались. Вот по поводу родителей в чём самый примечательный момент? Что они живут в нашей системе ценностей выживания, а от учителей и от школы требуют использовать систему ценностей западных, либеральных. Между тем, сами они - и дома, и в обществе - живут по-прежнему.

Вот в этом особенность нашего "русского пути". Мы живём по-прежнему, в привычной системе ценностей, а друг от друга или от институтов (государства, школы, ВУЗа) начинаем требовать западного подхода, западных моделей, западного отношения. Россия живёт вот так, а думает о себе, что живёт эдак. Расхождение между бытием и сознанием.

Что мы видим дальше? Эта российская система, под влиянием "западной прививки", всё больше и больше разбалтывается. Все пишут, что уровень и учеников и студентов понижается из года в год. Через какое-то время эта ситуация упрётся в свой потолок. Угадайте, что тогда произойдёт?

Итак, что происходит в России. Мы берём некую западную модель (или определенный подход в образовании), переносим к себе. В нашей системе ценностей это не работает, или ведёт к ухудшению.

Всё идёт к кризису. Тогда мы ударяемся в другую крайность. Всё запретить, полностью зажать гайки, превратить всю систему в казарму. Ни развития, вообще ничего. И Россия всё время, то либерализм, то казарма. Вот как оно работает, на примере образования.

Какой выход из этой ситуации? Осознать, всей нацией признать, политически активным сословием, всей чиновничьей пирамидой, что вот мы вот такие, у нас такая система ценностей, и не надо этого стесняться.

Японцы почему-то не стесняются своих отличий от европейцев. И заимствуют весьма избирательно, никогда не разрушая своё до "основанья" по имя западных химер. Если уж заимствовать, то надо серьёзно продумать, как к нам это приспособить, что нужно изменить, чтобы это заработало на конструктив, а не на разрушение.

Самая главная проблема в том, что Россия не понимает саму себя. Она всё время хочет прыгнуть выше головы. Вообразить что она Запад. Вот этот перенос западной модели образования, он разве не основывается на идее что "наш человек ничуть не хуже западного"? "Если на Западе можно, почему нам нельзя?"

Этот подход неявно предполагает, что нашего человека уравнивают с западным. А он же другой. В сути нашего копирования с Запада содержится вот этот вот момент уравнивания. Недопонимание особенностей и нашего человека, и нашей системы ценностей.

Но, возможно, имеет место и недопонимание природы человека в целом. Что все люди - это чистая доска, что и на Западе и у нас человек - "tabula rasa". Что написал на чистой доске - то и получилось.

Практически единственный выход - вся нация должна наконец понять саму себя. Кто мы, какие мы, какими ценностями живём, можем мы ли мы в точности копировать с Запада? Как и что надо копировать? Если мы это скопируем, то почему это будет плохо?

Вот пока на эти самые главные вопросы не будут даны ответы, у нас будет продолжаться деградация во всех отношениях. В производстве, в науке, в образовании, в армии, в сельском хозяйстве, в чём угодно.

P.S. Дополнение из комментариев.
Всегда есть опасность мыслить категориями крайностей. "Либо мы копируем всё, что можно, либо у нас сплошная казарма". Я предлагаю иной подход. Следует разделять процесс развития и его результат. Западная цивилизация прошла 1000-летний процесс развития, после чего создала и специфический индивидуалистический менталитет, и уважение к закону, и институт репутации, и ту систему образования, которую мы видим.

Россия этот путь развития не прошла. Вместо этого мы заимствуем результат развития, в надежде, что сумеем миновать процесс.
Что имеем в результате? Наш менталитет, наша система ценностей извращает заимствованное, наделяя его совершенно иным содержанием.

Так было, например, с заимствованной системой парламента. На Западе это народное представительство, у нас же это приводной ремень власти. Таков результат потому, что система парламента была скопирована бездумно.
Если мы хотим менять менталитет, систему ценностей, то нужно разобраться, как это надо делать. Система ценностей меняется через изменения её самой, а не заимствованием на Западе отдельных результатов развития.
Собственно, весь смысл текста - не призыв укоренять подход Угрюм-Бурчеева, а сначала понять, кто мы есть, чем отличаемся от западных людей, а уже потом копировать их результаты.

Игорь Лебедев