Найти тему
Справочник кинопижона

Бразильское "Новое кино"

Оглавление

Бразильское Новое Кино (Brazilian Cinema Novo), также известное как "Бразильская Новая Волна", - период в истории кино Бразилии, хронологически пересекающийся с другими Новыми Волнами: Французской, Японской, Британской, Чехословацкой. Иными словами, началось "Новое кино" в первой половине 60-х и окончилось приблизительно в 1972/1973. Несмотря на общую природу всех новых волн (приход в национальные кинематографии молодых и дерзких режиссеров, старательно разламывающих эстетические конвенции "стариковского кино") у Бразильского Нового Кино есть несколько принципиальных отличий:

Во-первых, Бразилия 60-х - страна крайне бедная, поэтому в центре большинства фильмов не проблемы европейских интеллектуалов или деконструкция жанрового кино, а классовая борьба, что сближает Бразильское "Новое кино" с советским киноавангардом 20-х и итальянским неореализмом;

Во-вторых, Бразилия к началу 60-х в кинематографическом плане была не сильно развитой страной и особого наследия, которое надо было "преодолевать", как французам или японцам, у местных режиссеров не было. До начала 60-х в Бразилии снимались в основном комедии и мюзиклы крайне низкого качества. Именно поэтому новые фильмы были не только революционны по содержанию, но и исключительно радикальны в художественном смысле. Каких рамок и авторитетов у Роши и компании просто не было.

В-третьих, в рамках "Нового кино" существовало сразу три крупные фазы. Первая, которая продлилась с 1960-1964, условно неореалистичная с простым и понятным киноязыком и ярко выраженным социальным пафосом. Вторая, продлившийся с 1964 по 1968, характеризовалась политической и эстетистической радикализацией (в Бразилии как раз произошел очередной правый переворот и надежды левых на эволюционное изменения снова рухнули). Третья, с 1968 по 1972, "тропикалистская" или "каннибалистская" наиболее интересна, так как характеризуется уходом в китч, кэмп и авангард, а некоторые фильмы того времени заставляют фильмы Ходоровского выглядеть как комедии Гайдая.

5 ключевых бразильских "Новых фильмов"

Погубленные жизни (Vidas Secas), 1963, режиссер - Нелсон Перейра душ Сантуш

Решенная в традициях итальянского неореализма социальная драма о жизни крестьян в голодающих районах Бразилии. Кино нарочито простое и доступное, лишенное однако дидактизма. Отлично характеризует первую фазу движения.

Ружья (Os Fuzis), 1964, режиссер - Руй Гуэрра

-2

Переходный фильм между первой и второй фазой Нового Кино, в котором уже проявилась политическая ярость, а также заметны сюжетные заимствования из американского вестерна. Опять голодающие районы северо-востока Бразилии, где группа солдат защищает от местного крестьянства, натурально умирающего от голода, склад с продовольствием.

Бог и дьявол на земле солнца (Deus e o Diabo na Terra do Sol), 1964, режиссер - Глаубер Роша

-3

Глаубер Роша для бразильской новой волны значит столько же сколько Годар, Трюффо, Ромер и Риветт вместе взятые для Французской. Это единственный режиссер, чья слава вышла далеко за пределы Бразилии. "Бог и дьявол на земле солнца" - неплохой способ начать знакомство с фильмографией автора. От "Ружей" и "Погубленных жизней" при схожей тематике отличается символисткой условностью, вызывающей ассоциации одновременно с авангардным театром и библейскими притчами.

Макунайма (Macunaíma), 1969, режиссер - Жоаким Педру ди Андради

-4

Чемпион по эксцентричности среди всех "новых фильмов" Бразилии. Просмотр "Макунаимы" позволит ответить на вопрос, что будет если латиноамериканский магический реализм встретится с киноавангардом. Макунаима - негр с берегов Амазонки, который внезапно становится белым и попадает в череду абсурдистских приключений в Рио-де-Жанейро конца 60-х.

Как вкусен был мой француз (Como Era Gostoso o Meu Francês), 1971, режиссер - Нелсон Перейра душ Сантуш

-5

"Тропикалистский" и "каннибалисткий" фильм в чистом виде. Французский конкистадор, да были не только испанские, в конце 16 века попадает в плен к племени индейцев-каннибалов Амазонии, где ему говорят, что через полгода он станет основным блюдом ритуального обеда, а до того усиленно откармливают и всячески доставляют комфортные условия жизни. Комедией фильм не назвать, но смешного в нём гораздо больше, чем трагического.