Было это давно, в те страшные тридцатые годы, когда за горсть украденного зерна можно было загреметь за решётку. В глухой башкирской деревне жила обычная крестьянская семья. Муж, жена и двое ребятишек- мальчик и девочка. Вот об этой девочке, по имени Вера, и будет мой рассказ.
Отец Веры работал счетоводом в колхозе. Да случилось так, что инспекция выявила у него недостачу. В то время особо никто не разбирался- виноват, иди в тюрьму. Посадили его, и осталась мать с детьми одна. Видно очень любила Наталья своего супруга. Захотелось ей сократить ему срок. Продала она свой дом, корову, кое-какую утварь домашнюю, да оплатила недостачу мужа. Осталась с детьми под открытым небом. После работы в колхозе ходила батрачила по соседям,чтобы было где переночевать.
А Владимир попал на поселение, да встретил там новую любовь, и домой возвращаться не торопился, о чём и узнала Наталья. До сих пор Вера не может понять поступок своей родной матери.Когда она отправила 10-летнюю дочь жить к отцу. " Езжай Верка к своему батьке, пусть он тебя кормит. Андрюшка со мной останется, а ты езжай...."- причитала мать ей в след. И поехала маленькая Вера на жительство к отцу.
Он, после освобождения, переехал жить на родину новой жены в Брянскую область. С горем пополам добралась девчушка до отца. Мачеха встретила приветливо, не обижала. Семья жила дружно. Отец работал бухгалтером в колхозе, а мачеха преподавала немецкий язык в сельской школе.Так бы и жили не тужили, да началась война. Отец ушёл на фронт, а Вера с мачехой не успели эвакуироваться и остались жить на оккупированной территории.
В первые месяцы войны немцы лояльно относились к мирным жителям, если они не были замечены в связи с партизанами. Но лишний раз попадаться на глаза фашистам и полицаям было нежелательно. "Бережёного бог бережёт"- внушала Вере мачеха.
Зима сорок первого года выдалась суровая, кушать было нечего. И маленькая Вера ходила к немецкой кухне собирать картофельные очистки. Мачеха научила её немного говорить по - немецки, благодаря чему, ей иногда удавалось принести домой чего- нибудь съестного. А бывало, что ей наливали миску горячего немецкого супа. Каким же вкусным он тогда ей казался!
После разгрома немцев под Москвой, гитлеровцы озверели. Исчезла та добродушная снисходительность по отношению к мирным жителям. На площади возле бывшего сельсовета возвели виселицу, на которой чуть ли не каждый день вешали " пособников" партизан. Люди боялись выходить на улицу. От малейшего стука Вера вздрагивала.
И вот в одну из ночей, к ним в дом ворвались эсесовцы, без особых объяснений они вытолкали Веру с мачехой на улицу, где уже мёрзли их односельчане. Подгоняя прикладами, фашисты гнали людей в заброшенный сарай.
В сарае, Вера, прижавшись своим худеньким тельцем к мачехе, вся дрожа спросила: " Что теперь с нами будет? " и кто-то прошептал: " Партизаны взорвали железную дорогу с немецкими танками, вот они и мстят. Сожгут нас однако". В сарае началась паника. Люди кричали, колотили в стены, кто-то пытался ломать ворота. Ужас овладел Верой. Она представила как языки горящего пламени лижут её маленькое тело и страшно,по-волчьи завыла...
Мачеха сильнее прижала девочку к себе, пыталась успокоить. Она что-то говорила и говорила, гладила её голову, и целовала. Вера смутно помнит весь тот ужас,который пришлось пережить.
Вскоре со стороны леса послышалась стрельба, а из щелей сарая повалил едкий дым. Наступила гробовая тишина. Даже дети перестали плакать. И вдруг до Веры донесся громкий голос её мачехи. Она что-то кричала на немецком языке, обращаясь к немцам. ..И случилось чудо... немец открыл щеколду и крикнул: " Schnell..."
Мачеха крепко схватив Веру за руку ринулась в открытый проём сарая, за ней побежали остальные жители. Вера летела, не чувствуя под собою ног, пули свистели вокруг. Кто - то падал, пахло гарью и кровью. Мачеха мёртвой хваткой держала её руку, словно боялась, что если отпустит, то они уже никогда не встретятся.
Пули летели со всех сторон. Было непонятно в этом утреннем морозном тумане кто в кого стреляет. Вот он, долгожданный лес! Кажется смерть их пощадила и они могут наконец то передохнуть. Вера оглянулась на поле, по которому они бежали. Вдалеке горел сарай, по всему полю на снегу лежали трупы людей.
..." Кончай отдыхать, если жить хочешь "- крикнул рослый парень в замызганном ватнике, " Уходим, пока целы". Так Вера попала в партизанский отряд.
P.S. Мачеха осталась воевать в отряде, о её дальнейшей судьбе Вера ничего не знает. А Веру отправили назад на Урал, к родной матери. И до самого последнего часа Вера не смогла простить матери своё изгнание.
Уважаемые читатели! Если вам понравился мой рассказ,пожалуйста не забывайте ставить лайки и подписываться на канал.