Около восьми секунд человек способен концентрироваться на чем-то одном. 8 секунд, Карл! И это знание перевернуло мир. В середине 1990-х впервые заговорили о таком феномене, как «клиповое мышление». Первоначально он означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.
Затем стал популярен клиповый монтаж, и вот уже рекламщики пытаются впихнуть невпихуемое в короткий рекламный блок, а продакшены занялись web-сериалами, продолжительность серий которых отмеряется временем от станции до станции в метро - у людей больше нет времени на продолжительное и вдумчивое времяпровождение, на чтение книг и анализ прочитанного, просмотренного. Это непозволительная роскошь и рудимент в какой-то степени.
Чем мы за это заплатим?
Клиповое мышление - это результат бешенных скоростей прогресса, необходимость в современном мире, но также ловушка, в которой все мы становимся потребителями «фаст-фуда». Мышление становится фрагментарным, не способным к глубокому анализу, мы стремимся поглощать, как можно больше информации, наслаждаясь «новизной» и интертейментом, часто не заботясь о качестве поглощаемого продукта. Невероятно высокий уровень стресса жителя мегаполиса говорит ему: «ты так устал, ты заслужил немного сладенького и вредного». И даже самый осознанный смотритель и читатель бросается в интернет пропасть, листая бесконечную ленту и сторис Инстаграмма.
Неужели все так плохо? И от клипового мышления нужно бежать, как от чумы?
При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Но, сегодня я побывала на экспозиции re:Store Art digital в Арт-кластере Винзавод, которая строится на понимании клипового мышления, как поля для фантазии, как возможность каждому самому достраивать недостающие детали пазла и решать, что выхватывать из этого потока, а что нет. Каждая история представленная и достроенная таким образом - будет индивидуальна, а значит мы имеем множество вариаций развития событий. Вы готовы дать волю воображению?
Призыв к поиску связей между фрагментами в нашем клиповом сознании четко прослеживается в первом зале выставки, где одновременно на трёх экранах транслируется три разных короткометражки. Во всех присутствует драматический вопрос и объединяет их одна музыкальная композиция Кирила Рихтера, которая раскрывает сюжет в каждом случае по-разному, но все же является контрапунктом.
Проще всего посмотреть каждую короткометражку по отдельности, одну за одной, но мне лично кажется, что создатели призывают включить клиповое мышление на «полную катушку» и посмотреть их одновременно, попробовав осознать, как нечто целое. Создать невидимые нити в потоке фрагментов.
Поглощать «фастфуд для мозга» или тренировать воображение, решать только тебе, но клиповое мышление меняет нас и нашу жизнь, медленно, но бесповоротно. Think about it!