Те, кто читает мой канал из мобильного приложения Дзен, знают о серии коротких постов «Этот день в истории авиации». Этот цикл в формате 200 символов текста + картинка я веду уже больше года. Но иногда хочется дать больше информации (да и в комментариях просят). Поэтому я начинаю серию понедельничных дайджестов, где немного подробнее буду рассказывать об интересных событиях из мира авиации за предыдущую неделю в прошлом. 1 дайджест — 7 событий. Полетели!
30 декабря
30 декабря 1947 года — первый полёт опытного самолёта И-310 «С», прототипа будущего советского реактивного истребителя МиГ-15. На сегодняшний день — самого массового реактивного боевого самолёта в истории авиации.
И-310 «С» был разработан в рекордные сроки — всего лишь за 1 год. Для установки на прототипах были специально закуплены британские ТРД Rolls-Royce Nene и Rolls-Royce Nene II (на серийных машинах их заменят на советский РД-45). У конструкторов ОКБ-155 получился симпатичный небольшой самолёт со стреловидным крылом.
После ряда доработок по результатам испытательных полётов МиГ-15 был запущен в серийное производство в 1948 году. Принимал активное участие в Корейской войне, где его основным соперником стал американский North American F-86 Sabre.
В разное время МиГ-15 стоял на вооружении около 40 стран мира. По лицензии выпускался в Китае, Польше и Чехословакии. За всё время выпустили 15 560 самолётов. На сегодняшний день МиГ-15 остаётся на службе ВВС КНДР.
31 декабря
31 декабря 1938 года — первый полёт авиалайнера Boeing 307 Stratoliner, США. Стал первым пассажирским самолётом с гермокабиной.
Разработка Stratoliner велась конструкторами Boeing параллельно с работами над бомбардировщиком Model 299 (будущим Boeing В-17 Flying Fortress). Для подстраховки многие компоненты боевого самолёта перекочевали на мирный авиалайнер — крыло, хвостовое оперение, двигатели и шасси полностью были взяты от B-17. Салон Boeing 307 мог быть двух типов — «дневной» и «ночной». В первом случае, самолёт брал на борт 33 пассажира, во втором — устанавливалось 16 коек + 9 кресел.
Передовое решение в виде герметизированного фюзеляжа позволило Stratoliner летать на высотах 7500-7800 метров, обходить грозовые фронты и меньше зависеть от погоды. Но это, вкупе с определёнными проблемами с управляемостью, и отпугнуло от самолёта потенциальных покупателей. Было построено всего 10 Boeing 307 Stratoliner. Один из них сохранился до наших дней.
1 января
1 января 1895 года — родился известный лётчик-рекордсмен Бертран Бланшар Акоста. Известен по прозвищу "Bad boy of the air" — «Негодяй воздуха» за свои многочисленные опасные трюки и полёты вблизи мостов и зданий.
Карьеру в авиации начал рано — в возрасте 15 лет, в 1910 году, он строит свой первый аэроплан и пытается на нём взлететь. С 1912 года Акоста работает с Гленном Кёртиссом над проектом гидроплана. А дальше понеслось: лётчик-инструктор, испытатель, рекордсмен, лейтенант ВМС США и командир Yankee Squadron — эскадрильи американских лётчиков-добровольцев, воевавших на стороне республиканцев во время Гражданской войны в Испании.
Наиболее известные рекорды Берта Акосты:
- 1921 год — рекорд скорости полёта 283,24 км/ч;
- 1927 год — рекорд выносливости, 51 часов 11 минут и 25 секунд в воздухе.
2 января
2 января 1967 года — правительство США подписало с Boeing контракт на разработку сверхзвукового авиалайнера 2707 SST.
Boeing 2707 должен был стать третьим и самым большим сверхзвуковым пассажирским самолётом в мире. Инженеры Boeing обещали, что их детище поднимется в небо всего на полгода позже Aérospatiale/BAC Concorde.
Первоначально свой авиалайнер Boeing планировали оснастить крылом с изменяемой стреловидностью, но постепенно пришли к более привычной аэродинамической схеме, похожей на советский Ту-144 и франко-британский Concorde.
Ещё до постройки первого прототипа Boeing получил предзаказы на 115 самолётов от 25 авиакомпаний — от Pan Am до Qantas. Но свои лайнеры заказчики так и не получили. Проект Boeing 2707 SST безнадёжно отстал и был закрыт в 1971 году. В итоге правительство потеряло 800 миллионов инвестиций, а Boeing пришлось уволить 60,000 работников. Из-за этого Boeing 2707 называют «самолётом, который почти съел Сиэтл».
3 января
3 января 1922 года — первый полёт лёгкого транспортного самолёта Aero A.10. Стал первым коммерческим самолётом, построенным в Чехословакии.
Во время Первой мировой войны на чехословацких заводах выпускались аэропланы по лицензии — австро-венгерские Phönix Flugzeugwerke и немецкие Hansa-Brandenburg. Это помогло в разработке своих проектов, одним из которых и стал Aero A.10.
В результате получился биплан с удобным салоном на 5 пассажиров, оснащённый двигателем Maybach Mb.IVa. После войны немцы оставили их предостаточно на заводах Чехословакии.
Всего было выпущено 5 Aero A.10. Они стали первыми самолётами авиакомпании Československé Státní Aerolinie и до 1928 года летали на линии Прага — Братислава. 1 реконструированный A.10 сегодня находится в экспозиции Музея авиации Кбелы в Праге.
4 января
4 января 1967 года — первый полёт лёгкого самолёта Taylor Titch, спроектированного и построенного инженером Джоном Тейлором, Англия.
Главной особенностью Titch (как и первого проекта Тейлора — Taylor Monoplane) была ориентированность на лёгкую сборку в домашних условиях и низкую цену. Одноместный, почти полностью сделанный из дерева, этот низкоплан стоил немногим больше среднестатистического семейного автомобиля своего времени.
85 л.с. мощности двигателя Continental C85-12F хватало и для комфортного воздушного туризма на скорости 180 км/ч, и для выполнения аэробатических трюков.
К сожалению, сам Джон Тейлор разбился на прототипе Titch. Но его дело продолжили жена и сын. Чертежи для сборки самолёта можно приобрести и сегодня. Всего было собрано 40 Taylor Titch, летающих и в наши дни.
5 января
5 января 1964 года — первый полёт стратегического военно-транспортного самолёта Shorts Belfast. Стал первым широкофюзеляжным транспортником с турбовинтовыми двигателями, созданным в Англии.
Belfast был спроектирован по заказу Королевских ВВС Великобритании в 1956-59 годах. На момент первого полёта входил в тройку самых крупных транспортных самолётов в мире.
В большом грузовом отсеке могла разместиться артиллерия, вертолёты, управляемые ракеты и т.д. Самолёт также можно было сконвертировать для перевозки 200 солдат. Компания Short Brothers рассчитывала получить заказы на Belfast и от гражданских авиакомпаний. Но этого не произошло. Было построено всего 10 самолётов.
Shorts Belfast эксплуатировались Королевскими ВВС до 1976 года. После этого часть самолётов купили транспортные компании из Австралии и Англии. Один «Белфаст» хранится в Музее Королевских ВВС Косфорд.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Мне очень важна обратная связь, поэтому жду отзывов об этом дайжесте в комментариях. А ваши лайки помогают развитию канала.