Давно это было, шесть лет назад. По случаю мне досталась путевка в Трускавец, в один из профсоюзных (тогда еще такое было) санаториев с 28 декабря.
Так что и новый 2014 год, и Рождество я встречала в Трускавце.
Надо сказать, что к празднованию Нового года народ в тех местах относится спокойно, без суеты и особого энтузиазма. Мне так показалось.
Может быть, правда, потому, что год-то был особенный. В Киеве стоял майдан. А по Трускавцу на каждом столбе, в автобусах и в маршрутках висели объявления с приглашениями на майдан и с указанием кабинета в горсовете, где туда записывают.
Но вот на подготовке к Рождеству ничто, никакие обстоятельства, никак не отражались. Оживление, возбуждение, всеобщая атмосфера приближающегося праздника ощущались буквально физически.
Нянечки, медсестры, врачи и прочие служащие санатория обсуждали между собой, рассказывали отдыхающим детали подготовки «до Різдва»: про обязательные 12 постных блюд «до столу в святий вечір» и другие праздничные премудрости.
И вот, наконец, сочельник (святвечір) наступил. Столовая в нашем огромном типовом девятиэтажном санатории преобразилась. Ее украсили, выключили верхний свет, зажгли свечи на накрытых по-праздничному столах.
Получилось и вправду красиво и торжественно. И двенадцать постных блюд, кстати, тоже были: кутья, винегрет, грибы, узвар, соленья всяческие...
И вдруг в зале столовой с хоругвями, звездами и песнопениями появился вертеп. Это такое театрализованное представление, прославляющее Рождество Христово. Все, что произошло дальше, сценарием, по-видимому, предусмотрено не было.
Из зала по одному и группами стали выходить люди. Их было довольно много, человек, наверное, пятьдесят в общей сложности покинули столовую. Это делалось не демонстративно, просто люди тихо вставали из-за столов и выходили на словах вертепа «Христос народився! Славимо його!». Я даже не сразу поняла, в чем дело. Потом уже сообразила, что выходят исповедующие другую религию.
Событие это стало предметом не менее горячих, чем подготовка к святкам, послепраздничных обсуждений среди персонала. Санитарки, медсестры, врачи и прочие служащие выражали возмущение поведением некоторых, которые не понимают. Искали союзников и единомышленников среди отдыхающих, интересовались, понравился ли им праздник. Ведь никто ничего плохого не сделал. Чем недовольны-то?
Понятие, что санаторий – заведение светское, что у людей могут быть разные верования и взгляды не рассматривалось в принципе. Истинность и исключительная правильность и даже праведность только собственных убеждений, традиций и обрядов сомнениям не подвергались. Это вообще что-то за пределами веры и религии. Нечто мистическое.
Вот почему я скептически отношусь к потугам власти прошлой, да уже и нынешней, убедить народ в необходимости перенести Рождество на 25 декабря.
Как украинские политики народ с Рождеством поздравляли
Не пройдет это. Именно в западной Украине не пройдет. Традиция, знаете ли, - великая сила, необъяснимая.