Найти тему
Блог о воздержании

Выдержка о Брахмачарье из дискурса Свами Крийянанды

Брахмачарья ( в Йоге) , или неподвластность чувственности, основана на том малоизвестном факте, что, хотя внутреннее спокойствие человека нарушается физическим и эмоциональным напряжением, внутреннюю гармонию не обрести, снимая это напряжении потаканием своим внешним, чувственным влечениям. Многим людям трудно понять это, потому что удовлетворение чувственных влечений неизменно сопровождается явным повышением внутреннего спокойствия и ощущения свободы. Поэтому распутник смотрит на сдерживающих свою чувственность людей свысока, считая их глуповатыми из-за их отказа от лёгкого счастья.

Но, если мы рассмотрим жизнь тех, кто ищет успокоения и свободы в чувственной распущенности, нам вскоре станет очевидно, что, даже если им и удаётся избавляться от внутренних напряжений, их никак не назовёшь примером успокоенности. Во всяком случае, это люди более нервные, более склонные к унынию, более раздражительные, чем их контролирующие себя и кажущиеся неудовлетворёнными собратья. Да и свободе-то их особенно не позавидуешь. Истинная свобода должна давать ощущение силы, растущей осознанности и благополучия. Напротив, «свобода» распутника, это не более, чем разрыв по швам.

Почему же там, где не ожидалось ничего, кроме выигрыша, получается ущерб? Дело в том, что чувство истинного покоя и свободы невозможно, если снятие напряжения сопровождается распылением энергии. В бессознательном состоянии осуществления не достичь. Обрести покой не значит просто-напросто умертвить себя для новых радостей. Одна из распространённых ошибок – считать, будто внутреннего равновесия и гармонии можно достичь, притупляя собственные реакции на окружающую вселенную. При растущем давлении желаний единственным спасением представляется необходимость «спустить пар». В момент снятия напряжения возникает приятное, но мимолётное ощущение силы. Однако, когда докучливые желания замирают, главной целью кажется возвращение в состояние относительного оцепенения. Такой человек считает, что от накапливающейся внутри энергии нужно просто избавляться. Ему и в голову не приходит, что эта самая энергия является ключом к внутреннему саморазвитию и что истинный покой и свобода требуют увеличения, а не траты этой энергии.

Степень осознанности всецело определяется количеством внутренней энергии и направлением её течения. У человека с высокой осознанностью всегда много энергии. Если это не так (ведь очевидно, что большое количество энергии не всегда сопровождается исключительной сознательностью), то потому, что рост осознания требует направления энергии в мозг. Чтобы постоянно пребывать в сознательном покое, необходимо найти способ снятия внутреннего напряжения без потери энергии, обеспечивающей надёжную защиту обретённого покоя.

Обратите внимание, что когда вы радуетесь, ваши энергия и сознание как бы воспаряют. Вы сидите чуть прямее, стоите, перенося вес тела больше на переднюю часть стопы, чаще смотрите вверх и даже чувствуете себя физически более лёгким. Своё состояние в такие моменты вы описываете как «приподнятое, лёгкое, на верху блаженства». Рай обычно представляется нам где-то наверху, над нами, как будто кульминация подъёма нашего сознания.

Когда же вы расстроены, заметьте, что ваши энергия и сознание движутся вниз, удаляясь от мозга. Вы опускаете плечи и наклоняетесь вперёд, основная тяжесть тела при ходьбе приходится на пятки, и, повинуясь естественному импульсу, опускается взгляд. Даже слова, которыми вы описываете своё состояние, предполагают опускание энергии: «подавленность», «угнетённость», «тяжесть». Ад обычно представляется где-то внизу, под нами, как конечный пункт на пути сознания вниз.

Полнота наслаждения жизнью связана с соблюдением двух основных условий: сохранением внутренней энергии и поднятием её в мозг. Эти же условия входят и в число основных требований для духовного продвижения.

Всякое движение энергии вовне это, в определённом смысле, её трата. Но, как и в бизнесе, рост внутреннего состояния всегда сопряжён с неизбежными расходами. Действия в духе радостного служения приводят совершающего их в соответствие с бесконечным источником всей существующей силы. Чем сознательнее человек действует как проводник божественной энергии, тем больше возрастают его внутренние возможности. Если человек тратит энергию, сначала возвысив её, то в результате своих действий не уменьшает, а, наоборот, увеличивает свой покой, свободу и радость. Внешний же расход направленной вниз энергии приводит лишь к её распылению, ибо не влечёт за собой соответствующего притока космической энергии.

Направление энергии вниз и её трата происходят в результате потакания любым чувственным влечениям, когда это обусловлено желанием лишь ослабить внутреннее давление; когда преобладает мысль о собственном удовольствии, а не самоотдаче; или когда целью является не сверхсознание, а своего рода бессознательность – даже если это отвлечение от внутреннего дискомфорта, вызванного желанием. Всё это и заставляет энергию двигаться вниз. Следует понимать, что не все чувственные удовольствия связаны с чувственностью в том смысле, как определял это слово Патанджали. Бог не замышлял этот мир как некое зло, которого Его дети-люди должны сторониться. Всякая напоминающая о Боге деятельность, включая и чисто чувственные удовольствия, способствует возвышению души. Но когда мы берём от жизни, ничего не давая ей взамен, то живём как воры и убийцы. Прав был Джон Донн, сказав, что «человек не остров». Чтобы правильно жить в этом мире, мы должны сознавать своё божественное родство со всей жизнью на уровне чувств.

Чувственностью можно назвать любые чувственные удовольствия, которые вместо чувства всеобщего единства усиливают у нас лишь чувство эгоистической обособленности от других существ. Никакой физический опыт в этой относительной вселенной не может быть либо абсолютно чувственным, любо абсолютно нечувственным. Стремясь к повышению осознанности и гармонии, поначалу важно максимально избегать опыта, который, в соответствии с приведённым критерием, является более чувственным, нежели духовным. Чем более чувственным и эгоистическим является опыт, тем больше притупляет он духовную чувствительность. А чувственные переживания, которые не связаны с удовлетворением сильных или грубых чувств, по мере приобретения опыта можно даже направить на получение хороших результатов в духовном продвижении.

Связь между движением энергии человека вниз и чувственностью наиболее очевидна в сексуальных удовольствиях. Энергия в них рассеивается прямо пропорционально сознанию удовлетворения. Если это делается с самоотдающей любовью, то некоторая доля энергии в позвоночнике поднимается и обусловливает поступление божественной энергии в виде любви. Но на ментальном и физическом уровнях всё равно будут энергетические потери. Поэтому продолжительное потакание половым влечениям не может со временем не ослаблять даже глубоко любящих друг друга людей, а, притупляя осознание, оно становится опасным даже для чувства самой любви. И хотя на первых порах для человеческой любви характерно естественное стремление к физическому выражению, но чем лучше пара научится выражать свою любовь друг к другу не физически, тем крепче будет её любовь через годы.

Чем более физические проявления имеет даже чистая любовь с самоотдачей, тем более поглощающей она становится. Держа спичку близко к глазам, вы не сможете увидеть значительную часть окружающего вида. Точно так же, при поглощённости сексуальной любовью личные ощущения не могут не затмить восприятие более широких реалий жизни. Вот почему индийские писания утверждают, что сексуальная невоздержанность, пусть даже самая облагороженная, укрепляют власть эгоизма над умом.

В последнем столетии много говорят о вреде подавления. Но гораздо меньше внимания уделяется возвышающему действию преобразования, если уделяется вообще. Если человек буквально кипит от гнева, ему иногда действительно лучше «выпустить пар» (желательно без вовлечения человека, на которого он сердится). То же справедливо и в отношении сексуальных желаний, которые настолько присущи человеческой природе, что их подавление может и впрямь вызвать различные физические и психологические проблемы. Но никакого подавления нет, если человек с пониманием старается перенаправить эту энергию в мозг. Такое направление энергии может дать огромные возможности для достижений в различных сферах жизни. При согласии воли это уже не подавление, а преобразование.

Вода, накопившаяся в водоёме без стока, может застояться, но если сделать её проточной, она останется чистой и приятной. Когда человек научится направлять энергию в позитивные каналы, не позволяя ей застаиваться в водоёме неудовлетворённых желаний или растрачиваться на бесплодной почве, его сознательные усилия по самоконтролю не только не будут иметь никаких вредных последствий, но принесут только положительные результаты: бóльшую радость, бóльшую динамическую концентрацию, больше физических сил. Не случайно даже не Западе, где безбрачие недооценивается и не уважается как противоречащее закону Божию, многие творческие гении не женились либо вообще, либо в течение долгого времени. Примеров предостаточно, и Брамс, Бетховен, Ньютон, Кант, Ницше – это лишь некоторые из них.

Учения йоги никогда не предполагались как неукоснительные предписания. Йога учат не чувствовать себя виноватым, если он оступился, не казнить себя мысленно за то, что пока не может жить в соответствии с идеалом. Но ради самого себя – не ради безразличного общества – он должен стараться постепенно перенаправлять свои энергии вверх от материи к Духу. Рост должен происходить естественно, без насилия над своей природой. Но направлением истинного роста является самоконтроль во всём. В одном из следующих уроков мы дадим технику, которая поможет изучающему в его героических усилиях.

Секс даёт мимолётную радость, а перенаправление этой энергии в мозг – радость нескончаемую. Она наполняет собой всё тело, и даже во сне и во время других не медитационных действий каждая его клетка пляшет от радости.

Патанджали говорил, что, утвердив свою неподвластность чувственным влечениям (и ментальным, и физическим), йог обретает огромную силу. Свои феноменальные умственные способности Свами Вивекананда объяснял соблюдением этого принципа на протяжение всей своей жизни. Когда ему дали всю Британскую энциклопедию, он за две недели прочитал первые тринадцать томов. Его ученик заметил:

– Но Вы не могли запомнить бóльшую часть того, что прочитали!

– Можешь спрашивать меня обо всём, что найдёшь в этих тринадцати томах, – ответил Свами. Он дал правильные ответы на все вопросы, назвав даже даты и географические названия.

Хотя он был гениален от рождения, но, полностью преобразовав свою половую энергию, каждый может достичь необыкновенной ясности ума и силы.

Принцип неподвластности чувственным влечениям можно применить и к медитации. Это не только означает, что нельзя размышлять о чувственных удовольствиях вместо мыслей о Боге. Как говорил мой парамгуру (гуру моего гуру) Свами Шри Юктешвар, многие отказываются от чувственных удовольствий только для того, чтобы встретить их на более тонких планах в форме видений и других духовных явлений. Цель духовного пути состоит в единении с Богом, а всё менее значительное это лишь та или иная степень самопотакания. Оно может отвлекать от истинного поиска, если преданно не предлагать это Всевышнему Господу.

В медитации старайтесь поднимать энергию и сознание по позвоночнику в точку между бровями. Тот же принцип рекомендуется и при выполнении асан. Стремитесь с помощью асан направлять энергию тела в мозг. Не допускайте её растрачивания на физическое и умственное напряжение или на беспокойные движения.

http://www.ananda.ru/Yama-Niyama-subtle-sense.htm