Жена османского султана Сулеймана I Кануни заслужила любовь мужа, будучи в проигрышном положении -- одной из сотен наложниц. Она не демонстрировала свои чувства, чем и вызвала интерес к себе. Похоже, этот прием действует на определенный сорт мужчин-завоевателей.
События происходили на фоне «священной» мусульманской войны начала XVI века. Турки утверждали свою веру, истребляя и порабощая иноверцев. Война докатилась до Западной Украины. В провинциальном украинском городишке Рогатино была пленена и отправлена в Стамбул на «женский» рынок семилетняя девочка, поповская дочка Настя Лисовская (1502--1558) . В самом начале ей крупно повезло: Настю подарили султану, и она из женщины-товара (им запрещалось выходить замуж за правителей, их внебрачных детей убивали, чтобы обезопасить наследников) в женщину-подарок. Таким образом, повысился статус полонянки. Теперь она могла выйти замуж за султана, поскольку формально «не имела цены» и не принадлежала знатному иностранному роду, чьи интересы могла бы лоббировать. Но вся эта «гаремная демократия» поначалу не имела никакого отношения к Насте, ведь на женской половине велась жестокая борьба за место под султаном. Малолетка-чужестранка -- не конкурент. Не говоря уже о том, что мечтам о любви в этом гадюшнике делать было нечего: наложницы -- собственность, это они должны любить своего повелителя, а не он их. Тем удивительнее женский триумф украинской девчонки: султан на сорок лет забыл о своем гареме! Это ли не доказательство его любви?
Первые три года в гареме Настю обучали языку, этикету, культуре, истории, и надо сказать, она преуспела -- во многом благодаря своему жизнерадостному нраву. Имя ей дали -- Роксолана (так называли тогда Украину), а по-домашнему -- Хуррем (веселая, смешливая). Когда девочке исполнилось 10 лет, ее представили 19-летнему Сулейману I. За шесть лет Роксолана сделала невероятную карьеру: сразу стала одалиской (имела право рожать от мужа), родила пятерых детей, в 16 лет приняла ислам и, наконец, стала законной женой султана Османской империи, достигшей при его правлении вершины могущества и богатства. Чем же она завоевала такую любовь, если всех наложниц учили одинаково и все они были хороши?
Согласно летописям, поведение Роксоланы напоминает «хроники» гейш. Сопровождая мужа, она всегда держалась на вторых ролях и в то же время вела себя очень достойно, тактично демонстрируя эрудицию и великолепные манеры. Когда муж уходил в военные походы, Роксолана фактически управляла империей. Ей было очень непросто сдерживать себя, ведь турки по-прежнему совершали набеги на ее родную Украину. Но она отдавала себе отчет в том, что не может повлиять на историю, которую делали мужчины на полях сражений. К тому же Роксолана полюбила мужа: он был единственным близким человеком в чужой стране, нарушивший ради нее предписание Корана об обязательных четырех женах. По сути у них был моногамный брак, несмотря на гарем с сотнями наложниц.
Естественно, недолюбленные девы и бывшие «любимые жены» возненавидели Роксолану. Ей пришлось воевать с женской армией, и она проявила себя достойной своего мужа, т. е. беспощадной к врагам. В ее спальне были две тайные двери: одна вела в казну, другая -- к палачам, в тюрьму. Но главными противниками, конечно, были мужчины. Ведь на кону стояли интересы одного из сыновей Роксоланы, которого она мечтала увидеть наследником Сулеймана I, и добилась своего. Правда, он «прославился» под именем Пьяницы и с него начался упадок империи. Но мать дралась за его место под солнцем насмерть.
Сначала она уничтожила предыдущую жену и ее сына. Свекровь не пережила их гибели и умерла следом. Потом Роксолана выдала замуж свою 12-летнюю дочь за влиятельного государственного мужа, ее руками подложила доказательства о сговоре с врагами, добилась казни зятя и на всякий случай -- его сына. Она пожертвовала даже собственными сыновьями, чтобы расчистить дорогу главному наследнику. Ее боялись и от страха... прославляли. Есть только одно оправдание жестокостям, которые она творила: если бы не она уничтожала конкурентов, то к смерти приговорили бы ее. Роксолана прожила 55 лет, муж пережил ее на пять лет и завещал похоронить себя рядом с женой, возле мечети Сулеймана. Такой чести не удостаивалась ни одна женщина Османской империи.
Лариса Щебренко (с) "Лилит"