MELLOW CANDLE
“Swaddling Songs”
Original LP: 1972, Decca Records Company Limited, SDL 7, UK
Reissue CD: 2008, Cherry Red Records/Esoteric Recordings, ECLEC 2044
Songs / Tracks Listing: 1. Heaven Heath (3:01); 2. Sheep Season (5:02); 3. Silversong (4:26); 4. The Poet and the Witch (2:52); 5. Messenger Birds (3:40); 6. Dan the Wing (2:46); 7. Reverend Sisters (4:21); 8. Break Your Token (2:28); 9. Buy or Beware (3:06); 10. Vile Excesses (3:14); 11. Lonely Man (4:29); 12. Boulders on My Grave (3:28)
Total Time: 42:57
Line-up / Musicians:
Alison Williams / lead vocals
David Williams / acoustic & electric guitars, vocals
Clodagh Simonds / piano, vocals
Frank Boylan / bass
William Murray / percussion
Для любого, даже не самого ярого приверженца фолк-рока, название MELLOW CANDLE будет означать нечто особенное. Единственный альбом "Swaddling Songs", этот мега-раритет виниловой эпохи, еще более обожаем и почитаем с момента его повторного открытия коллекционерами в конце 80-х и начале 90-х годов. История этого альбома и предлагается Вашему вниманию, поскольку это, несмотря на свои незначительные недостатки, подлинный шедевр.
История MELLOW CANDLE началась в 1963 году в "Дублинской школе Святого Дитя", которая отнюдь не была репрессивной. Именно здесь проявились музыкальные способности трех талантливых девочек - Клоды Саймондс, Элисон Уильямс и Марии Уайт. Записывая композиции Клоды на ацетаты и бобины, девушки рассылали свою музыку куда только было можно в попытке получить признание. Одна из катушек приземлилась на стол ди-джея "Радио Люксембург" Колина Никола, который немедленно предупредил актера Дэвида Хеммингса, у которого был свой лейбл Hemdale, и для которого он подыскивал исполнителей. Результатом стал сингл, в котором три 15-летние девочки выступили под названием "Mellow Candle", поддерживаемые THE BREAKAWAYS, аккомпанирующей группой Клифа Ричарда и оркестром из 22 человек. Выпущенная на лейбле SNB (Simon Napier-Bell), который являлся подразделением CBS, в 1968 году сорокапятка "Feelin' High" / “Tea With The Sun” не вызвала большого интереса у публики, так что денег девочки даже на обратную дорогу не заработали. Это был конец того, что мы могли бы назвать MELLOW CANDLE’s Mark I.
Mk2 всплыл несколько лет спустя, когда Саймондс, вернувшись к музыке после поездки в Италию, объединила свои силы с Элисон (теперь Элисон О'Доннелл), басистом Пэтом Моррисом и гитаристом Дэвидом Уильямсом. Усердно упражняясь и посвящая себя многим песням Клоди, MELLOW CANDLE действительно начала мерцать и гореть. Результаты этих ранних сессий, выпущенные как "The Virgin Prophet" в 1994 году, свидетельствуют о качестве музыкального материала группы того времени. Слушая эти записи становится понятнее почему "Пеленальные песни" стали такой жемчужиной немного позже.
Оттачивая свой материал на многочисленных концертах и фестивалях в Ирландии в 1970 и 1971 годах, MELLOW CANDLE делили сцену с такими группами, как IRON HORSE, SKID ROW, HORSLIPS и THIN LIZZY. Тед Кэрролл, тогдашний менеджер LIZZY, решил заняться MELLOW CANDLE. С его помощью в Лондоне было сделано несколько демо-записей для Deram (прогрессивного подразделения Decca), причем для этих сессий был привлечен барабанщик CARAVAN Ричард Коулэн. В результате, в апреле 1971 года контракт между лейблом и MELLOW CANDLE был подписан.
Демо с Коулэном заставили их осознать зияющую брешь в задней части сцены, и они быстро завербовали Уильяма Мюррея в качестве своего постоянного барабанщика. Вскоре еще одна перемена произошла в составе, - Пэт Моррис решил уйти из группы, устав от образа жизни хиппи, и его заменили на Фрэнка Бойлана. Фрэнк пришел из THE CREATURES, еще одних подопечных Кэрролла. MELLOW CANDLE, Mk3 наконец был укомплектован, после чего последовала серия концертов, где группа выступала на разогреве LINDISFARNE и STEELEYE SPAN в Англии и Ирландии. После этих концертов, в декабре 1971 года, группа была готова к записи дебютного альбома. Под управлением штатного продюсера Deram Дэвида Хичкока закипела работа. В свете ярко горящей свечи они начали записывать трек за треком.
Все было закончено к Новому году, работали сутками напролет, подчас заканчивали поздней ночью. Поймав нужное настроение, жертвовали едой и сном, ставя выше всего только то, что способствовало процессу. Результаты этого труда, как и любой настоящий шедевр, несовершенны. Так, внезапно возникли большие проблемы при записи первого же трека, "Heathen Heath", так как Клода никогда раньше не играла на клавесине. После 22 (!!!) дублей с клавесином, медленно скользящим позади всех остальных из-за его немного замедленного действия, песня была записана вживую, с Клодой, играющей немного впереди, чтобы не отставать. Помимо этого, в значительной степени из-за того, что песни были многократно отрепетированы и сыграны на недавних гастролях, остальная часть записи альбома прошла очень гладко, только местами кое-где можно услышать некоторую усталость в голосах вокалисток.
То, что MELLOW CANDLE выпустили, в итоге, а в апреле следующего года, и то, что мы держим в руках сейчас, было действительно шедевром того, что принято теперь называть фолк-роком. Однако, если «поскрести поверхность», то вы обнаружите, что совершенно неадекватно описывать эту музыку, действительно, чем больше вы «скребете», тем больше вы видите, что это на самом деле не совсем неправильное определение. Во-первых, на альбоме мало что связывает его с ирландской народной традицией, и, хотя уместны сравнения с успешными фолк-рокерами с ведущим женским вокалом, таких как FAIRPORT, RENAISSANCE или TREES, музыка далеко не похожа ни на одну из них в записи. Есть что-то мистическое в песнях Клоды и вокале Элисон, как и в невероятном инструментальном сопровождении. В отличии от многих подражателей, MELLOW CANDLE искренне верили в то, о чем они пели, даже если содержание было совершенно фантастическим. Эта целостность и преданность своей мечте, фантазии слышны в каждой песне.
Оказавшись где-то посередине между психоделией, фолк-роком и прог-роком, "Swaddling Songs" остаётся чем-то уникальным в пантеоне всех трех жанров и с тех пор гордо шествует сквозь года как завоеватель, собирая хвалу на каждом шагу. Главное оружие группы, - это, конечно, Клода, чьи сочинения доминируют на альбоме. Её способность писать броские трёхминутные поп-песни, не жертвуя при этом яркостью и глубиной образов является отличительной чертой. Ну, и ее пение, конечно. Голос Элисон тоже особенный, ведь только вам кажется, что вам все ясно, что Клода отвечает за более низкий частотный диапазон вокальной линии, а Элисон за высокий, как вдруг они меняются местами, неважно при этом, баллада это или рок-песня.
Первая же композиция, "Heaven Heath", это камертон записи, - ни баллада, ни рок-н-ролл, с вышеупомянутым клавесином, который придает красивый барочный оттенок. Далее следует "Sheep Season". Подобно картине Джона Мартина, где небеса разверзлись, обнажив рай и ад, группа мчится через эту темную сказку, описывая пастуха, сражающегося со всемогущим волком. Завершаясь крещендо гитары, фортепиано и флейты над пульсирующей ритм-секцией, это именно тот момент, когда мысль, что этот альбом действительно велик, поражает вас. "Silversong" не менее блестящая, но гораздо более блюзовая, чем что-либо другое на пластинке. "The Poet and the Witch" по праву считается шедевром. Красивейшая песня, но темная, как ночь, это трек, который также наглядно демонстрирует поразительную слаженность группы. Когда музыка колеблется между тенью и светом, таинственные тексты Клоды усиливают это ощущение, как будто вы посвящаетесь в великую тайну. "Messenger Birds", композиция Элисон, более легкая, с прекрасными голосами обеих вокалисток на первом плане, которые как-бы возлежат на ложе из фортепиано и баса. "Dan The Wing" возвращает нас в темноту и мрак с ведьмами и "бурями ада", и борьбу с ними; это безжалостная, жесткая и блестящая рок-музыка.
Ближе к концу альбома творческая свеча разгорается еще ярче. Во-первых, с "Lonely Man", написанной Клодой, когда ей было 12 лет, с глубокой, блюзовой непосредственностью, которая показывает уверенность и виртуозность музыкантов. Во-вторых, на неотразимо темной и чудесно названной "Boulders on My Grave", - яростной, задумчивой и совершенно маниакальной, - здесь есть все то, за что МELLOW CANDLE стали так почитаемы! Именно здесь четко видно, что группа всегда была частью ирландской народной традиции.
Трудно принять тот факт, но единственный альбом MELLOW CANDLE не принес им того успеха, на который несомненно, они были вправе рассчитывать. Ветер язвительности, не внимания и непонимания задул эту мерцавшую свечу, но все же наши главные герои обрели заслуженное признание, пусть и в других местах. Клода, чей проект "Fovia Hex" 2006 года, в котором участвуют Роберт Фрипп и Брайан Ино, стоит пристального внимания, теперь живет в Дублине. Элисон воссоединилась с Фрэнком Бойланом и Дэвидом Уильямсом на альбоме "Mise Agus Ise", который также был выпущен в 2006 году.
"Swaddling Songs", тем не менее, теперь по праву считается одним из лучших рок-альбомов Ирландии, из когда-либо созданных. Его постоянная актуальность для целого ряда артистов является одновременно ощутимой и замечательной. Сегодня альбом далеко не является потерянной жемчужиной из раскопанных сокровищ, он добился того успеха, который должен был быть в начале! Музыка - это все, что вам нужно, чтобы передать послание.
Jon Wright (02/08)
Перевод Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, ноябрь 2019 – январь 2020)