Двояко. Если отбросить все юридические процедуры – законно, незаконно, слишком быстро и т.п., то возникает лишь одно сомнение: как изъятие Крыма от Украины повлияло на перспективы воссоединения РФ и Украины. И тут я отвечу крайне негативно, существенно осложнило этот процесс. Еще несколько лет до событий я понимал, что присоединение лишь одного Крыма к России фактически отдалит всю остальную Украину. Так и вышло. Не учли так называемые региональные субобщества, они могут быть локальными, например, куряне, орловчане, приморцы, могут более обширными – «россияне», «беларусы», «украинцы». Но в них четко определены понятия «свой» и «наших бьют». Какая была реакция приморцев, когда покойный ныне юморист Задорнов во Владивостоке иронически отозвался о местных жителях и порядках – возмущение как минимум, были требования запретить посещать город, выпускали даже туалетную бумагу с ликом Задорнова. Также и здесь, бывая в Беларуси, когда узнавали, что мой отец давно живет там, сразу говорили «ты свой», аналогично, когда узнавали в Киеве ли, в Сваляве ли, что я достаточно долго прожил на Украине в свое время. Потому что это такие субобщества. Забрав Крым, мы обидели украинское субобщество, оттолкнули его и взрастили ненависть к России. Как говорил один мой закарпатский друг – зачем вы забрали Крым, почему нельзя было создать российско-украинскую федерацию. А ведь, правда, почему?
С другой стороны в Крыму были российские флаги, в Крыму были за Россию, конечно, это было приятно. Конечно, Крым, как и любой иной кусок русской земли от Варшавы до Порт-Артура, от Хельсинки до Донбасса имеет право на то, чтобы вернуться в «родную гавань». Конечно, процесс собирания русских земель – это положительный процесс. Конечно, в Крыму симпатии были на стороне пророссийских сил, но украинцев было тоже жаль. Мы же из одного теста испечены, чтобы не происходило.
Вот такие выходят противоречия.
Самым трогательным для меня было прощание курсантов-моряков, когда часть осталась в Крыму служить России, а часть осталась верна украинской присяге. Слезы на глазах обнимающихся российского и украинского курсантов, двух друзей, которых разлучила политика, долго оставались у меня в воспоминаниях. Возможно меня это тронуло потому, что будучи сыном офицера в детстве я сам так прощался с друзьями, прощался с обжитыми краями и странами.
Как я отношусь к возможному возврату Крыма Украине – отрицательно, совершенно ненужный ход. Возврат Крыма не откатит нас автоматически к состоянию 2013 года, нет. Бессмысленная затея, которую никто не оценит на Украине, также как и попытка Собчак въехать в Крым по украинским законам. Над ней просто насмехнулись. Путь решения проблемы один – воссоединение России и Украины. И пусть сейчас это кажется фантастическим, но мог ли кто подумать в 70-е годы прошлого века, что ГДР и ФРГ вновь станут частями единой Германии?
ДДН