Найти тему
Лариса Керчина

ПАРОДИИ НА СТИХИ ПАСТЕРНАКА

Март

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь все, конюшня и коровник,
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник,—
Пахнет свежим воздухом навоз.

Поэт самозабвенно пытается опоэтизировать колорит деревенской жизни, о которой, что очевидно, не имеет представления. Голуби, клюющие в снегу овёс – картина нереальная. Голубь – птица исключительно городская. Овёс клюют воробьи, да и то не в снегу, а на снегу.

Как могут пыхать здоровьем зубья вил? Здесь имеет место очеловечивание неодушевлённого предмета, противоречащее природе вещей. А утверждение, что навоз пахнет свежим воздухом, иначе как нонсенсом не назовёшь.

Пародия

Одурел овраг, ревёт и стонет,

Видно, от жары сошёл с ума.

И его по-бабьи успокоить

Вышла дюжей скотницей весна.

Снег болеет остеохондрозом,

В веточках упал гемоглобин.

И в дыму коровьего навоза,

Как в тумане, не видать овин.

Ах, какие дни, какие ночи!

От лепёшек – жуткий аромат.

Запах разрывает душу в клочья.

Я в смятенье, сам себе не рад.

Настежь всё: конюшня и коровник.

Вонь такая – боже упаси.

Сжалься же, живитель и виновник!

Чашу эту мимо пронеси.

Стихотворение «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Это стихотворение звучало со сцены в сокращённом варианте, поэтому полная версия широкой публике мало известна. Тому есть разумное объяснение – из песни вырезали несуразности, которые так характерны для творчества Бориса Леонидовича.

К примеру, мошкара не летит на пламя ни летом, ни зимой, в отличие от бабочек. Она летит на свет. Воск капает со свечи, а не с ночника, да и то, если её держать в горизонтальном положении. А в вертикальном воск стекает.

Да и дуть может из окна, от двери, но уж никак не из угла.

Пародия

Мело, мело везде-везде,

Во все пределы.

Пальто висело на гвозде,

Пальто висело.

Метель лепила на стекле

Из снега бабу.

А снег летел везде-везде,

Летел и падал.

И стукнули два башмачка,

Упавши на пол.

И почему-то с ночника

Вдруг воск закапал.

На свечку дуло из угла

Направил кто-то.

В кровати, будто два крыла,

Взметнулось что-то.

Свеча погасла, тьма везде,

Но то и дело

Пальто висело на гвозде,

Пальто висело.

Стихотворение «Весенняя распутица»

Огни заката догорали.
Распутицей в бору глухом
В далекий хутор на Урале
Тащился человек верхом.

Болтала лошадь селезенкой,
И звону шлепавших подков
Дорогой вторила вдогонку

Вода в воронках родников.

Когда же опускал поводья
И шагом ехал верховой,
Прокатывало половодье
Вблизи весь гул и грохот свой.

Кто-то, плакал кто-то,
Крошились камни о кремни,
И падали в водовороты
С корнями вырванные пни.

А на пожарище заката,
В далекой прочерни ветвей,
Как гулкий колокол набата
Неистовствовал соловей.

Где ива вдовий свой повойник
Клонила, свесивши в овраг,
Как древний соловей-разбойник
Свистал он на семи дубах.

Какой беде, какой зазнобе
Предназначался этот пыл?
В кого ружейной крупной дробью
Он по чащобе запустил?

Казалось , вот он выйдет лешим
С привала беглых каторжан
Навстречу конным или пешим
Заставам здешних партизан.

Земля и небо, лес и поле
Ловили этот редкий звук,
Размеренные эти доли
Безумья, боли, счастья, мук.

Возникает целый ряд вопросов:

- Возможна ли распутица там, где в принципе нет дороги, т.е. в бору?

- Как лошадь может болтать селезёнкой?

- Как можно сравнить родник с воронкой, если это природное явление абсолютно противоположного характера, т.е. не засасывает, а исторгает?

- Откуда половодье в глухом бору?

- О какие кремни крошились камни?

- Как можно сравнить соловья с колоколом набата и «запустить» в кого-то не камнем, не кирпичом, а «ружейной дробью», которой обычно стреляют?

И т.д. и т. п.

Пародия

Да, дело было на Урале.

Я это помню, будто ныне:

Огни заката догорали,

Как наводнение в пустыне.

Тащился всадник, селезёнка

Болталась на боку без дела,

А непослушная печёнка

Под стук подков частушки пела.

Когда он отпускал поводья,

То, оглядевшись, видел чудо:

В бору кромешном половодье

Вдруг возникало ниоткуда.

Зачем-то, как-то, отчего-то

В лесу стряслось землетрясенье

Летели пни в водовороты,

Без повода и объясненья.

А на пожарище заката

В далёкой просери ветвей

Звучал не колокол набата,

А изгалялся соловей.

Как древний соловей-разбойник,

Расселся на семи дубах.

И уронила свой подойник

Корова, и сказала: ах!

Так вот какой-такой зазнобе

Был предназначен этот пыл.

И он в неё ружейной дробью

Без церемоний запустил.

Казалось, вот сейчас он выйдет

С привала беглых каторжан.

Но где он каторжан увидит,

И где увидит партизан?

Да и откуда в чаще поле?

И редким не бывает звук.

Избавь, господь, от тяжкой доли,

От этих стихотворных мук!

Из стихотворения «Объяснение»

Не плачь, не морщь опухших губ,
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки.

Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током,
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.

Авторские огрехи противоречат законам звукописи: сочетание согласных звуков фразы «Не плачь, не морщ опухших губ» делает её непроизносимой даже в прозаическом тексте. Да и нет в русском языке глагола «морщь», а назвать это удачным авторским окказионализмом язык не повернётся. А «Быть женщиной» - это не шаг, а данность, если, конечно речь не идёт о смене пола.

Пародия

Не морщи своих губ.

Не собирай в складки,

Не береди труп

Мартовской лихорадки.

Не трогай меня, уйди!

Может убить током.

Прикоснёшься к груди –

Шибанёт ненароком.

Лучше вступи в брак,

Обзаведись мужем.

Это – великий шаг,

Муж тебе очень нужен.

Стихотворение «Лето в городе»

Разговоры вполголоса

И с поспешностью пылкой

Кверху собраны волосы

Всей копною с затылка.

Из-под гребня тяжелого

Смотрит женщина в шлеме,

Запрокинувши голову

Вместе с косами всеми.

А на улице жаркая

Ночь сулит непогоду,

И расходятся, шаркая,

По домам пешеходы.

Гром отрывистый слышится,

Отдающийся резко,

И от ветра колышется

На окне занавеска.

Наступает безмолвие,

Но по-прежнему парит,

И по-прежнему молнии

В небе шарят и шарят.

А когда светозарное

Утро знойное снова

Сушит лужи бульварные

После ливня ночного,

Смотрят хмуро по случаю

Своего недосыпа

Вековые, пахучие,

Неотцветшие липы.

Фраза «вместе с косами всеми» изумит любого знатока словесности! Да и повтор глагола «шарят и шарят» подошёл бы разве что к понятию шаровой молнии. Это же не прожекторы в приграничной полосе! А «неотцветшие липы», которые смотрят хмуро по случаю своего недосыпа, способны вызвать разве что смех.

Пародия

Ничего в этом нового:

Вместе с косами всеми

Из-под гребня пудового

Смотрит женщина в шлеме.

А жара-то, жарища-то!

Знать, близка непогода.

Разбегаются тыщами

По домам пешеходы.

Гром грохочет отрывисто,

Вспышки молний сверкают.

Дует ветер порывисто.

Вновь жара наступает.

Орошенье бульварное

Утро зноем сменило.

Вот оно, светозарное,

Ливень враз отменило.

Недоспавшими росами

Недоевшие клёны

Расплатились с берёзами

На лужайке зелёной.

Всё прошло замечательно,

Расцвело, отгремело…

Но куда так внимательно

Баба в шлеме глядела?

Из стихотворения «Свадьба»

Пересекши край двора,

Гости на гулянку

В дом невесты до утра

Перешли с тальянкой.

За хозяйскими дверьми

В войлочной обивке

Стихли с часу до семи

Болтовни обрывки.

А зарею, в самый сон,

Только спать и спать бы,

Вновь запел аккордеон,

Уходя со свадьбы.

И рассыпал гармонист

Снова на баяне

Плеск ладоней, блеск монист,

Шум и гам гулянья.

Здесь обнаруживается крайняя неразборчивость автора по отношению к музыкальным инструментам. Автор явно не в курсе, что гармонь (тальянка), аккордеон и баян – это не одно и то же.

Пародия

Гости на гулянку

Приползли с тальянкой.

За хозяйскими дверьми

Стихли с часу до семи.

А с зарею, в самый сон,

Вдруг запел аккордеон.

А назавтра, как вчера,

Веселились до утра.

Утром, врать не буду,

Вновь случилось чудо:

Гармонист был сильно пьян –

Превратил гармонь в баян.

Из стихотворения «Свидание»

Одна в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.

Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.

Течет вода с косынки
За рукава в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.

И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка и фигура
И это пальтецо.

Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.

Начнём с того, что снег сухим не бывает. О каком свидании идёт речь, если она стоит одна-одинёшенька на углу? К тому же можно стоять под снегопадом, но никак не среди него.

В начале стиха поэт сочувствует героине. Она мокнет под дождём без шляпы и калош. В волосах почему-то сверкают росинки (вместо дождинок!). В последней строфе мы неожиданно понимаем, что дела не так плохи – стоит-то она, оказывается, в косынке!

По-русски правильно будет не «за рукава в обшлаг», а «по рукаву в обшлаг». Хотя к чему такие подробности в романтическом тексте?

Пародия

Стоишь куском железа,

Намокнутым в сурьме.

Как будто антитеза –

Серпом по сердцу мне.

Стоишь, глотая слёзы,

Без шляпы и калош,

И веточку берёзы

Бессмысленно жуёшь.

Росинки и косынка

Откуда-то взялись.

Стоишь, как на поминках…

Исчезни, испарись!