Разыскивая материалы о чешском фильме "Икар-1" (Ikarie XB-1) мы обнаружили статью об этом фильме на американском сайте syfy.com. Никаких особенных сведений о фильме статья не содержит, но тем не менее интересно было познакомить наших читателей с тем, как воспринимают американские критики один из шедевров кинофантастики советской эпохи. Статья приводится с небольшими сокращениями.
То, что внешнеполитические позиции наших правительств не всегда совпадают, не должно мешать нам восхищаться научной фантастикой геополитического соперника.
На протяжении Холодной войны было много фильмов, снятых за пределами США и мы упустим их, если не посмотрим невероятные снятые советскими кинематографистами кадры космического пространства, которые не прошли сквозь железные занавес, часто потому, что эти кадры были вдохновлены противостоянием двух сверхдержав. Научно-фантастические фильмы той эпохи извлекали выгоду из доминирования СССР в космической гонке. Советский народ трепетал от рева своих могучих кораблей "Восток" в то время, как советские инженеры и ученые разрабатывали космические программы, призванные конкурировать с США.
В бурные 60-е годы, когда первым человеком в космосе стал Юрий Гагарин, родились и некоторые из самых популярных и впечатляющих научно-фантастических фильмов.
В проявлении этих творческих начинаний сыграли свою роль как советская пропаганда и коммунистическая строгость, равно как и ослабление гнета, связанное с хрущевской эпохой. Сообщество кинематографистов Восточного блока сумело воспользоваться космической гонкой и ростом напряженности между сверхдержавами, чтобы создать кинопроизведения, ставшие классикой всех времен. Такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Евгений Шерстобитов и Павел Клушанцев, которых Джордж Лукас однажды назвал "крестными отцами Звездных Войн", представили миру некоторые из самых захватывающих историй и эффектов, когда-либо виденных на большом экране.
Созданные и изрядной долей китча, строгой социалистической тематикой, креативными спецэффектами, утопическим оптимизмом и жуткой музыкой терменвоксов, эти фильмы из России и ее союзников, сыграли важную роль в реалистической научной фантастике (на какое-то время) и проложили путь сегодняшним крупнобюджетным блокбастерам, таким как Интерселлар, Солнечное сияние и Прометей.
Один из лучших примеров такого рода картин - превосходная чешская научно-фантастическая сага 1963 года Ikarie XB-1, выходившая в западных странах под названием "Путешествие к краю Вселенной" (Voyage to the End of the Universe). Поставленное Индрихом Полкаом это оригинальное исследование нерациональной силы зрелищной фантастики, рассказывает историю межзвездной экспедиции, летящей к Альфе Центавра, чтобы исследовать небесное тело, известное как "Белая планета". На своем пути экипаж Икара встречает заброшенный космический корабль XX века, для исследования которого отправляется шаттл, похожий на блюдце. Что тут может пойти не так?
Икар XB-1 содержит в себе отличные идеи и он прекрасно исполнен, он даже почти не содержит политических заявлений, ну... за исключением того случая, когда любопытство не приводит космонавтов на борт древнего корабля, похожего на гробницу, где они обнаруживают зловещее логово капиталистической алчности.
Трупы в выходных нарядах разбросаны по каюте, похожей на казино, где они уже долгие годы сохраняются в холоде космического вакуума. Судя по следам, на корабле вспыхнуло восстание, подавленное при помощи химического оружия, но в итоге победители тоже не спасли свою жизнь. В грузовом трюме был обнаружен секретный тайник, где хранилось ядерное оружие, которое в конце-концов и взорвалось.
По мере того, как продолжается путешествие Икара, многонациональная команда столкнется с излучением "темной звезды", разрушающим психику некоторых космонавтов, находящихся на борту.
Но в целом Икар XB-1 наполнен завораживающими концепциями, которые придутся по вкусу всем хардкорным фанатам твердой научной фантастики. Помимо невероятного трансгалактической одиссеи к Альфе Центавра, в фильме можно увидеть интригующие примеры моды будущего, искусственный интеллект, роботов, футуристические танцы под странные трип-мелодии, примеры долголетия и даже этикет иного времени. А в результате - первый контакт с инопланетными существами.
Сценарий фильма основан на романах Станислава Лема, главным образом на его "Магеллановом облаке". Когда вы смотрите Икар XB-1, то можете обнаружить много моментов сходных со Стар Треком Джина Родденбери, Космической одиссеей Стелни Кубрика и даже с Чужим Ридли Скота и может быть с "Сквозь горизонт" Пола Андерсона. Это потому, что чешская классика - одна из самых влиятельных (и часто заимствуемых) школ фантастики Восточной Европы. Вам, наверное будет интересно узнать, что "Икар" несколько раз смотрели Артур Кларк и Стэнли Кубрик, когда готовили свой проект "Одиссеи 2001 года". (О других особенностях Одиссеи мы писали в одной из наших статей - прим. переводчика)
Снятый оператором Яном Калишем в высококонтрастном черно-белом изображением, с большим знанием драматических эффектов, которые могут создать свет и тень, фильм поражает и запоминается. Зденек Лишка использовал электрическую гитару, чтобы создать гипнотический ритм фильма, подчеркнуть чувство изоляции, тайны и страха.
Версия для показа в Америке является немного видоизмененной - она сокращена на десять минут и в финале фильма, когда нам показывают конечный пункт путешествия, мы видим через смотровые окна виды Манхэттена и Статуи Свободы. В подлиннике финал гораздо интереснее - Полак избегает прямого показа планеты, на которую прибывает экспедиция и демонстрирует только облака, через которые можно разглядеть только общие черты индустриальных мегаполисов чужой планеты.
"Икар XB-1" остается одним из лучших примеров впечатляющей научной фантастики в русском стиле того времени, но найти его сложно. Однако его можно увидеть на кинофестивалях и в некоторых музеях искусства.
В марте 2017 года Чешский Национальный Архив Кино выпустил реставрированную блюрей версию фильма, но в Америке его трудно купить. Тем не менее, если вам удастся посмотреть этот величественный и трогательный фильм, то оно того стоит.
Кстати, в нашем сообществе в ВК мы смотрели этот фильм на одном из стримов. А еще на нашей странице во ВКонтакте мы выкладываем фантастические аудиорассказы молодых российских авторов и новости жанрового кинематографа, обзоры новых книг и многое другое интересное.
И да, у нас есть телеграм-канал, на котором так же можно найти много интересного. Очень много. Очень интересного.