Найти в Дзене

Саспенс, или Как напугать читателя

Оглавление

Приветствую вас, друзья. Сейчас на Руси особое время - Святки, когда принято устраивать гулянья в страшных личинах, гадать, рассказывать страшилки, а всякая нечисть только и ждет, чтобы напугать добрых христиан.

Вот и мы с вами попробуем разобраться, какие литературные приемы можно использовать, чтобы напугать читателя, вызвать у него состояние саспенса – напряжённого тревожного ожидания чего-то неизвестного, но страшного. Состояние, переходящие в ощущение запредельной жути, от которой бегут по спине мурашки, шевелятся волосы на голове и холодеют руки.

Создать, в книге сцену, вызывающую подобное ощущение, совсем непросто. Ведь писатель не может использовать средства кино: тревожную музыку, непонятные пугающие звуки, мерцание света, страшные и отвратительные рожи монстров и мой «любимый» приём, который я называю «как выскочу, как выпрыгну». Однако у мастеров художественных текстов есть свои фишки. Но сначала разберёмся в главном.

Зачем нужен саспенс

Художественная книга тем хороша, что она даёт пищу не только уму, но и нашей эмоциональной сфере. Отсутствие ярких эмоций не просто вызывает у человека скуку, а становится причиной тяжёлого угнетённого состояния, которое в психологии называется сенсорной депривацией. Подробнее я на этом останавливаться не буду, скажу только, что такое сильное эмоциональное состояние, как страх полезно для организма, особенно если оно не связано с опасностью для самого человека или его близких.

"Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированная энциклопедия" - АСТ, 2019.
"Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированная энциклопедия" - АСТ, 2019.

Саспенс вызывает прилив адреналина и ощущения, близкие к тем, которые мы испытываем, катаясь на американских горках, на санках или на качелях. Адреналин, в свою очередь, заставляет бодрее работать сердце, ускоряет обмен веществ, в общем, время от времени приносит организму пользу. Недаром же дети так любят рассказывать друг другу страшилки, особенно вечером, чтобы страшнее было. Помните? «Чёрной-чёрной ночью, на чёрной-чёрной улице, катился чёрный-чёрный гроб».

Страх бывает разный. Читатель может переживать и бояться за жизнь главного героя, которого преследуют враги или за судьбу героини, попавшей в плен разбойникам. Однако эти переживания не совсем полноценный страх, так как в глубине души мы знаем, что автор не даст в обиду своего героя, поможет ему выпутаться из передряги.

Другое дело саспенс, когда нарастающее чувство жути неконтролируемо. Оно заставляет отбрасывать книгу и тут же снова хвататься за неё, чтобы узнать, чем же все закончилось. Только не надо путать страх с отвращением. Кровь, кишки и мозги по стенам, а также толпы полуразложившихся зомби вызывают больше отвращение, чем страх.

А писать так, чтобы было реально страшно, очень непросто.

Просто страшная книга.
Просто страшная книга.

Как вызвать саспенс

Особенность саспенса – это постепенное, даже неторопливое нарастание ужаса, когда перехватывает дыхание и хочется крикнуть писателю: «Ну, давай же уже! Пусть хоть что-то случится!» Вот такое нарастание можно показать несколькими средствами.

Изменения в окружающей обстановке

Эти изменения происходят не сразу, и о них говорят какие-то мелкие, вроде бы малозначимые детали, вызывающие усиление напряжения. Например, необычные звуки в подземелье, по которому идёт герой: падающие капли, шуршание, словно со стен стекают струйки песка, скрябанье по камням, причмокивание и т. д. А вот звук шагов не только слишком распространённый штамп, но и слишком уж прямой намёк, мешающий разыграться воображению читателя. А ведь именно воображаемые картины жути и порождают саспенс. Что там шуршит? Может, змеи, или призраки просачиваются сквозь стены, а скребутся сотни пауков?

Наряду со звуками можно использовать внезапные тактильные ощущения: что-то липкое и холодное коснулось руки, словно птица крылом шаркнула по лицу. И главное, не развивать сразу действие, не заставлять героя метаться, орать, размахивать мечом, а неведомых ужастиков выпрыгивать из стен, иначе собьёте нарастание ужаса у читателя. Пугать надо постепенно, не торопясь, испытывая терпение читателя. Хорошо, когда он начинает бояться раньше героя.

Ассоциации

Разнообразные сенсорные сигналы (звуки, тактильные ощущения, запахи и т. д.) должны вызывать у читателя ассоциации с чем-то пугающим, оно не прямо описывается, а намёками – это страшнее. Поэтому писатель, планируя страшную сцену, должен хорошо продумать страхи, то, чего боится его ЦА, или хотя бы самые распространённые страхи: змеи, крысы, пауки, мертвецы и т. д. И выбрать свою главную «страшилку», и писать постепенно, работая на ассоциациях читателя.

Стивен Кинг. Постер
Стивен Кинг. Постер

Не ведающий опасности герой

Этот приём часто используют авторы книг в жанре хоррор, например, С. Кинг. Если автор предварительно рассказывает о чём-то страшном, затаившемся в заброшенном доме, стоящей на обочине пустой машине, старинной книге, обтянутой человеческой кожей (уже это вызывает тревожное чувство), то читатель знает об этом. А вот герой, который решает остановиться на ночь в старом доме, или открывающий древнюю книгу в странной обложке, ни о чём таком не догадывается. Он спокоен, расслаблен и любопытен. И читателю за него страшно, он понимает, что добром дело не кончится, и с замиранием ждёт страшной развязки.

Неприятные, тревожные ситуации

Есть обстоятельства, которые сами по себе вызывают тревогу и безотчётное чувство страха. Например, необходимость срезать дорогу ночью через кладбище. И читатель думает: «Если писатель заставил это сделать героя, то ведь не просто так?» Неизвестность пугает больше, чем прямая опасность. Или, например, девушка встречает в тёмном пустынном переулке пару мужчин в капюшонах. Они вежливо заговаривают с ней, а читателю страшно, потому что он интуитивно ждёт от этой пары неприятностей для героини.

Ограничьте возможности героя

Страшна не только неизвестная опасность, ещё страшнее, когда герой не в состоянии от неё скрыться. Он может быть заперт в тёмной комнате или того хуже – в склепе, замереть на узком карнизе высоко над землёй. Или, например, быть привязан к стулу с мешком на голове. И сидя на этом стуле, он слышит непонятные скребущиеся звуки, а потом чувствует, как лапки с острыми коготками цепляются за его брюки и медленно передвигаются все выше. Здесь к месту будет добавить первый приём.

В таком доме явно водится что-то страшное. И герои просто обязаны туда залезть!
В таком доме явно водится что-то страшное. И герои просто обязаны туда залезть!

Вторжение необычного и тревожного в привычную обстановку

Вариантов подобных ситуаций много. У С. Кинга герой обнаружил в ванной шевелящийся отрубленный палец, который к тому же и рос. Это может быть капающая с потолка кровь или случайно увиденные героем пальцы кассирши, превратившиеся в толстых извивающихся червей. В общем, всё зависит от фантазии автора.

И ещё один важный момент. Люди все разные, и страхи у них тоже разные, поэтому нужно хорошо знать психологию своей целевой аудитории. Например, девушку может до панического визга напугать ночная бабочка, запутавшаяся в волосах. А мужчину в возрасте 40-50 лет? Даже при наличии у него густой шевелюры – вряд ли.

Даже если вы пишете книгу не в жанре хоррор или мистики, то всё равно полезно включить в неё пару пугающих эпизодов и пощекотать читателю нервы.

На этом сегодня всё. С наступающим Рождеством, мои уважаемые читатели! Долголетия и процветания вам.