Найти тему
Дневник киноведа

Пять забытых советских комедий. Часть 2

В первой части статьи “Пять забытых советских комедий” мы уже начали рассказ о советских комедиях, по разным причинам не получивших широкого признания или с течением времени оказавшихся “в тени” более успешных лент. За несколько недель мы получили от вас множество комментариев как с положительными отзывами, так и с дополнениями и замечаниями. С тех пор мы снова перебрали в памяти многие фильмы, вооружились книгами по киноведению и сегодня представляем вам очередную подборку из пяти забытых или малоизвестных советских комедий. Приятного чтения!

1. “Комедия давно минувших дней” (1980 г., реж. Ю. Кушнерев)

Кадр из к/ф "Комедия давно минувших дней"
Кадр из к/ф "Комедия давно минувших дней"

Фильм Юрия Кушнерева “Комедия давно минувших дней” можно по праву назвать первым советским кроссовером – его главными героями стали персонажи хорошо известных советских комедий. В основе сюжета – охота за сокровищами, на которые одновременно претендуют члены легендарной гайдаевской троицы – Трус и Бывалый – и авантюрист Остап Бендер вместе с Кисой Воробьяниновым (тоже из экранизации Гайдая). По сюжету, сокровища спрятаны в доме, который появился в кадре в каком-то старом фильме, в результате чего героям приходится изрядно покопаться в архивах советской киноклассики. Содержательно картина представляет собой своеобразный “микс” из похождений кладоискателей со вставками из классических советских кинолент 1920 – 1940-х и титрами а-ля немое кино. Конечно, нетрудно догадаться, что режиссер стремился вызвать у зрителя чувство ностальгии по любимым в народе героям, однако публика приняла “Комедию…” весьма неоднозначно. За годы, прошедшие со времен съемок гайдаевской классики, Остап Бендер заметно облысел, большую часть экранного времени занимала простая нарезка старых кинолент, а попытка вновь собрать гайдаевскую троицу не увенчалась успехом – Юрий Никулин наотрез отказался участвовать в фильме, посчитав образ Балбеса “замыленным”. Впрочем, заядлым киноманам “Комедия давно минувших дней” все равно может приглянуться – как минимум из “спортивного интереса”.

2. “Дорогой мальчик” (1974 г., реж. А. Стефанович)

Анимационная вставка из к/ф "Дорогой мальчик"
Анимационная вставка из к/ф "Дорогой мальчик"

За пять лет до знаменитого фильма “Приключения Электроника” на советских экранах появилась фабульно похожая на него лента о двух мальчишках-сорванцах, обводящих вокруг пальца банду гангстеров, – речь о картине Александра Стефановича “Дорогой мальчик”. Правда, в отличие от ленты об Электронике, снятой в традиционной манере, “Дорогой мальчик” бросает дерзкий вызов привычным законам киноязыка – его изобразительное решение стало для своего времени новаторским. Так, в этом фильме впервые на советских экранах появились музыкальные рисованные вставки-комиксы, раскрывающие отдельные моменты сюжета, – предтечи современных клипов (нечто похожее можно было впоследствии увидеть в фильме Сергея Соловьева “Асса”). Специально для их создания к работе над лентой привлекли композитора Давида Тухманова и художника-карикатуриста Виталия Пескова. Сам фильм явно вдохновлен американской поп-культурой и в то же время пародирует ее, доходя до гротеска, в результате чего на экране разворачивается крайне необычный “микс” из кинокомикса, мюзикла и приключенческого фильма. Словом, все любителям экспериментального кино “Дорогой мальчик” однозначно рекомендуется к просмотру, поскольку в советском кинематографе эта лента – определенно штучное явление.

3. “Ехали в трамвае Ильф и Петров” (1972 г., реж. В. Титов)

Кадр из к/ф "Ехали в трамвае Ильф и Петров"
Кадр из к/ф "Ехали в трамвае Ильф и Петров"

Отношение советской власти к произведениям Ильфа и Петрова в разное время было весьма противоречивым – сперва их знаменитая дилогия об Остапе Бендере имела значительный успех, затем за признанием последовал период запрета, а на рубеже 1960 – 1970-х на творчество писателей начался настоящий “бум” – на экранах появились такие ленты, как “Золотой теленок”, “12 стульев” и “Ехали в трамвае Ильф и Петров”, на последний из которых стоит обратить особое внимание. Содержательно фильм охватывает сразу несколько произведений писателей – от рассказов и фельетонов до записных книжек, которые свободно перетекают одно в другое. Кроме того, эта лента – один из рекордсменов по количеству занятых в ней знаменитых актеров первой величины: в ней сыграли Евгений Леонов, Лев Дуров, Ролан Быков, Владимир Басов и другие. Инсценировки произведений Ильфа и Петрова перемежаются на экране кинохроникой Москвы 1920 – 1930-х, а титры и монтажные переходы стилизованы под таковые в авангардном кино эпохи ФЭКСов. Словом, “Ехали в трамвае Ильф и Петров” – это скрупулезно проработанное погружение в 1920-е, наполненное звонками трамваев “Аннушек”, торопливой музыкой таперов и закадровыми диалогами от лица самих писателей, в чьих словах то и дело сквозит нескрываемая ирония.

4. “Жених с того света” (1958 г., реж. Л. Гайдай)

Кадр из к/ф "Жених с того света"
Кадр из к/ф "Жених с того света"

“Жених с того света” – первая комедийная работа Леонида Гайдая, чуть не стоившая режиссеру карьеры комедиографа. История советского бюрократа Петухова, ошибочно “похороненного” по документам и безуспешно пытающегося доказать окружающим, что он жив, была встречена советской цензурой в штыки. В результате многочисленных цензурных правок полнометражная лента была порезана настолько основательно, что превратилась в короткометражную – финальный вариант длится всего 48 минут. Сам режиссер сильно переживал из-за судьбы своего детища и в качестве “исправления” снял патриотическую драму “Трижды воскресший” (чье название, по иронии судьбы, крайне напоминает “Жениха с того света”). Впрочем, вскоре Гайдай вернулся к комедийному жанру, создав несколько фильмов со знаменитым трио – Трус, Балбес и Бывалый, – однако “Жених с того света” впоследствии практически потерялся на фоне более успешных лент режиссера. Сегодня, по прошествии лет, дебютная комедия Гайдая хоть и выглядит несколько наивной, но все же имеет определенную историческую ценность, поскольку многим заядлым любителям кино наверняка будет интересно, с чего начинал свой творческий путь автор легендарных “Операции “Ы”” и “Ивана Васильевича”.

5. “Черт с портфелем” (1966 г., реж. В. Герасимов)

Кадр из к/ф "Черт с портфелем"
Кадр из к/ф "Черт с портфелем"

Комедия Владимира Герасимова “Черт с портфелем”, возможно, придется по вкусу любителям таких фильмов, как “Зигзаг удачи” и “Дайте жалобную книгу” Эльдара Рязанова – в ней тоже рассказывается сатирическая история на тему “сослуживцев”. В фильме снялись признанные мастера комедийного жанра Надежда Румянцева и Савелий Крамаров, а главную роль исполнил дебютант в кино Николай Волков-младший (сын знаменитого “Старика Хоттабыча” из одноименного фильма – Николая Волкова-старшего). В целом, “Черт с портфелем” – довольно типичная для своего времени сатирическая комедия, высмеивающая недостатки эпохи и демонстрирующая целый ряд классических образов “на злобу дня” – старомодных бюрократов, бесхозяйственных руководителей, едких фельетонистов и прочих. Кстати, интересно, что оператором фильма выступила одна из немногих женщин-операторов в советском кино Галина Пышкова, мать знаменитой актрисы Татьяны Лавровой, и эта работа стала, пожалуй, одной из самых удачных в ее фильмографии.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Первая часть статьи: "Пять забытых советских комедий"

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: