В первой части статьи “Пять забытых советских комедий” мы уже начали рассказ о советских комедиях, по разным причинам не получивших широкого признания или с течением времени оказавшихся “в тени” более успешных лент. За несколько недель мы получили от вас множество комментариев как с положительными отзывами, так и с дополнениями и замечаниями. С тех пор мы снова перебрали в памяти многие фильмы, вооружились книгами по киноведению и сегодня представляем вам очередную подборку из пяти забытых или малоизвестных советских комедий. Приятного чтения!
1. “Комедия давно минувших дней” (1980 г., реж. Ю. Кушнерев)
Фильм Юрия Кушнерева “Комедия давно минувших дней” можно по праву назвать первым советским кроссовером – его главными героями стали персонажи хорошо известных советских комедий. В основе сюжета – охота за сокровищами, на которые одновременно претендуют члены легендарной гайдаевской троицы – Трус и Бывалый – и авантюрист Остап Бендер вместе с Кисой Воробьяниновым (тоже из экранизации Гайдая). По сюжету, сокровища спрятаны в доме, который появился в кадре в каком-то старом фильме, в результате чего героям приходится изрядно покопаться в архивах советской киноклассики. Содержательно картина представляет собой своеобразный “микс” из похождений кладоискателей со вставками из классических советских кинолент 1920 – 1940-х и титрами а-ля немое кино. Конечно, нетрудно догадаться, что режиссер стремился вызвать у зрителя чувство ностальгии по любимым в народе героям, однако публика приняла “Комедию…” весьма неоднозначно. За годы, прошедшие со времен съемок гайдаевской классики, Остап Бендер заметно облысел, большую часть экранного времени занимала простая нарезка старых кинолент, а попытка вновь собрать гайдаевскую троицу не увенчалась успехом – Юрий Никулин наотрез отказался участвовать в фильме, посчитав образ Балбеса “замыленным”. Впрочем, заядлым киноманам “Комедия давно минувших дней” все равно может приглянуться – как минимум из “спортивного интереса”.
2. “Дорогой мальчик” (1974 г., реж. А. Стефанович)
За пять лет до знаменитого фильма “Приключения Электроника” на советских экранах появилась фабульно похожая на него лента о двух мальчишках-сорванцах, обводящих вокруг пальца банду гангстеров, – речь о картине Александра Стефановича “Дорогой мальчик”. Правда, в отличие от ленты об Электронике, снятой в традиционной манере, “Дорогой мальчик” бросает дерзкий вызов привычным законам киноязыка – его изобразительное решение стало для своего времени новаторским. Так, в этом фильме впервые на советских экранах появились музыкальные рисованные вставки-комиксы, раскрывающие отдельные моменты сюжета, – предтечи современных клипов (нечто похожее можно было впоследствии увидеть в фильме Сергея Соловьева “Асса”). Специально для их создания к работе над лентой привлекли композитора Давида Тухманова и художника-карикатуриста Виталия Пескова. Сам фильм явно вдохновлен американской поп-культурой и в то же время пародирует ее, доходя до гротеска, в результате чего на экране разворачивается крайне необычный “микс” из кинокомикса, мюзикла и приключенческого фильма. Словом, все любителям экспериментального кино “Дорогой мальчик” однозначно рекомендуется к просмотру, поскольку в советском кинематографе эта лента – определенно штучное явление.
3. “Ехали в трамвае Ильф и Петров” (1972 г., реж. В. Титов)
Отношение советской власти к произведениям Ильфа и Петрова в разное время было весьма противоречивым – сперва их знаменитая дилогия об Остапе Бендере имела значительный успех, затем за признанием последовал период запрета, а на рубеже 1960 – 1970-х на творчество писателей начался настоящий “бум” – на экранах появились такие ленты, как “Золотой теленок”, “12 стульев” и “Ехали в трамвае Ильф и Петров”, на последний из которых стоит обратить особое внимание. Содержательно фильм охватывает сразу несколько произведений писателей – от рассказов и фельетонов до записных книжек, которые свободно перетекают одно в другое. Кроме того, эта лента – один из рекордсменов по количеству занятых в ней знаменитых актеров первой величины: в ней сыграли Евгений Леонов, Лев Дуров, Ролан Быков, Владимир Басов и другие. Инсценировки произведений Ильфа и Петрова перемежаются на экране кинохроникой Москвы 1920 – 1930-х, а титры и монтажные переходы стилизованы под таковые в авангардном кино эпохи ФЭКСов. Словом, “Ехали в трамвае Ильф и Петров” – это скрупулезно проработанное погружение в 1920-е, наполненное звонками трамваев “Аннушек”, торопливой музыкой таперов и закадровыми диалогами от лица самих писателей, в чьих словах то и дело сквозит нескрываемая ирония.
4. “Жених с того света” (1958 г., реж. Л. Гайдай)
“Жених с того света” – первая комедийная работа Леонида Гайдая, чуть не стоившая режиссеру карьеры комедиографа. История советского бюрократа Петухова, ошибочно “похороненного” по документам и безуспешно пытающегося доказать окружающим, что он жив, была встречена советской цензурой в штыки. В результате многочисленных цензурных правок полнометражная лента была порезана настолько основательно, что превратилась в короткометражную – финальный вариант длится всего 48 минут. Сам режиссер сильно переживал из-за судьбы своего детища и в качестве “исправления” снял патриотическую драму “Трижды воскресший” (чье название, по иронии судьбы, крайне напоминает “Жениха с того света”). Впрочем, вскоре Гайдай вернулся к комедийному жанру, создав несколько фильмов со знаменитым трио – Трус, Балбес и Бывалый, – однако “Жених с того света” впоследствии практически потерялся на фоне более успешных лент режиссера. Сегодня, по прошествии лет, дебютная комедия Гайдая хоть и выглядит несколько наивной, но все же имеет определенную историческую ценность, поскольку многим заядлым любителям кино наверняка будет интересно, с чего начинал свой творческий путь автор легендарных “Операции “Ы”” и “Ивана Васильевича”.
5. “Черт с портфелем” (1966 г., реж. В. Герасимов)
Комедия Владимира Герасимова “Черт с портфелем”, возможно, придется по вкусу любителям таких фильмов, как “Зигзаг удачи” и “Дайте жалобную книгу” Эльдара Рязанова – в ней тоже рассказывается сатирическая история на тему “сослуживцев”. В фильме снялись признанные мастера комедийного жанра Надежда Румянцева и Савелий Крамаров, а главную роль исполнил дебютант в кино Николай Волков-младший (сын знаменитого “Старика Хоттабыча” из одноименного фильма – Николая Волкова-старшего). В целом, “Черт с портфелем” – довольно типичная для своего времени сатирическая комедия, высмеивающая недостатки эпохи и демонстрирующая целый ряд классических образов “на злобу дня” – старомодных бюрократов, бесхозяйственных руководителей, едких фельетонистов и прочих. Кстати, интересно, что оператором фильма выступила одна из немногих женщин-операторов в советском кино Галина Пышкова, мать знаменитой актрисы Татьяны Лавровой, и эта работа стала, пожалуй, одной из самых удачных в ее фильмографии.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Первая часть статьи: "Пять забытых советских комедий"
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: