Слово "небоскреб" существовало в русском языке еще до революции: скажем, в словаре И. Я. Павловского: "строение громадной вышины, в просторечии - небоскреб" (издание 1911 года). Однако использовалось это слово редко...
Куда чаще использовалось слово "тучерез"!
Тучерезы - высокие дома. Но что такой высокий дом для Москвы начала XX века? Это дом в 7-8 этажей. Скажем, знаменитый дом Афремова, украшающий Садовое кольцо, был именно таким: 8 этажей при общей высоте в 36 метров.
(Любопытно, что в условном Барнауле или Саратове "тучерезами" местные краеведы именуют куда более скромные постройки — высотой в 4 этажа, например.)
Иногда использовались и другие выражения, например, использовали слово "башня" или попросту говорили об "исполинских домах".
Строительство таких домов-высоток началось как раз в 1900-е годы. В этом плане Москва немного отставала от Чикаго и Нью-Йорка, но зато не уступала европейсикм столицам. Скажем, знаменитый "Аделаида Хаус", который иногда называют первым небоскрребом Лондона, был выстроен лишь в 1920-е годы и имел высоту лишь 43 метра.
Как бы то ни было, к началу Первой мировой в Москве было почти полсотни домов в семь этажей, несколько восьмиэтажек и даже один девятиэтажный дом.
Большинство из них были построены по проектам известных архитекторов и зачастую по проектам известных заказчиков, к числу которых относились как купцы и другие частные инвесторы (в основном из числа представителей знати), так и различные банки, страховые общества, строительные компании.
Но среди множества дореволюционных московских "тучерезов" есть один весьма любопытный и при этом незнакомый даже многим краеведам, экскурсоводам и историкам архитектуры.
Речь о доме господ Никифорова и Румянцева, построенном на Малой Ордынке в 1913 году по проекту малоизвестного архитектора Степана Езерского (даты жизни, увы, неизвестны).
Поразительно! Один из самых высоких домов дореволюционной Москвы вырос на тихой замоскворецкой улочке, где большинство зданий имели высоту 2-3 этажа. Взгляните на окружение это небоскреба:
Замысел зодчего довольно нетривиален: стиль дома словно блуждает между неоклассицизмом и рациональным модерном, при этом украдкой намекая не то на протоконструктивизм, не то на функционализм.
Фасад здания аскетичен, глазу поначалу не за что зацепиться:внизу плоский фасад, небольшие участки декоративной штукатурки и бледная плитка "кабанчик". Однако общее композиционное решение оставляет самое благоприятное впечатление.
Справа и слева на уровне 4 и 6 этажей можно заметить следы некогда присутствовавших балконов; внутреннее же оформление интерьеров частично дошло до наших дней.
Это была настоящая архитектурная доминанта Замоскворечья!.. Не считая храма св. Климента, на весь огромный район был лишь один дом, сравнимый с этим зданием по высоте: дом купца Бабанина на улице Новокузнецкой.
Любопытно, что со стороны Большой Ордынки архитектор Езерский построил еще один доходный дом, однако он был поменьше (6 этажей) и практически лишен каких бы то ни было декоративных элементов.
Однако издалека ансамбль из двух жилых домов все равно выглядит симпатично!
Сейчас оба дома по-прежнему жилые.
Дом архитектора Езерского практически никогда не показывают на обзорных и пешеходных экскурсиях (даже на маршрутах, созданных специально для любителей небанального москвоведения). Он не упоминается в туристских справочниках, не изображается на открытках и календарях...
...поэтому если Вы хотите не только читать про интересную Москву, но и увидеть всё своими глазами – приходите на экскурсии по Москве и Московской области от Urpguide.com
***
Читайте также про