На Дзене только ленивый не прошёлся по новому детищу Андрея Кравчука и Константина Эрнста. Что и говорить, фильм "Союз спасения" получился спорным, поэтому острая реакция общества на него неудивительна.
Но сегодня мы бы хотели поговорить не о сценарных несостыковках картины, не об исторических аспектах и не о скрытом посыле, который пытались донести создатели до зрителей.
Канал называется "Выход в свет", поэтому нас интересуют немного другие вещи. В статье речь пойдёт о кастинге, а вернее о том, смогли ли актёры фильма попасть в типажи своих героев — представителей высшего общества России образца 19 века. К сожалению, и здесь к "Союзу спасения" много вопросов.
Все мы помним прекрасную картину "Звезда пленительного счастья". Что интересно, в советском кино, заточенном, так сказать, на несколько другие амплуа, нашлись актёры, которые прекрасно смогли войти в образы аристократов. Лица, манеры, осанка — всё вместе создавало впечатление, что перед нами не простые потомки рабочих и крестьян, а люди голубых кровей, всерьёз обеспокоенные судьбой Отечества.
А что "Союз спасения"? Давайте сравним.
Итак, Павел Прилучный в картине Кравчука исполняет роль Павла Пестеля — руководителя Южного общества декабристов, который был повешен вместе с другими активными участниками движения. Это был не только бравый офицер, получивший тяжёлое ранение во время Отечественной войны 1812 года, но и блестяще образованный человек. Вот таким мы видим Пестеля на прижизненном портрете:
В картине 1975 года образ Пестеля на экране убедительно воплотил Александр Пороховщиков.
Почему в новый фильм о декабристах на эту роль утвердили Прилучного, нужно спросить режиссёра и продюсера. Возможно, им показалась, что между актёром и его героем есть едва уловимое сходство. Мы не будем утверждать обратное, но всё же Павел гораздо убедительнее выглядит в образе современного Мажора, а не сложного исторического персонажа.
А вот таким увидел художник Николай Уткин декабриста Сергей Муравьёва-Апостола — потомка старинного дворянского рода, героя Отечественной войны, поэта и эрудита:
В фильме Владимира Мотыля образ высокородного революционера исполнил Юрий Родионов. Удивительно, как точно режиссёру удалось подобрать актёрский состав!
В картине "Союз спасения" роль Сергея Муравьёва-Апостола досталась Леониду Бичевину, известному зрителям по фильмам "Морфий", "Хождение по мукам", "Содержанки" и др. И снова типаж актёра вряд ли можно назвать подходящим для образа видного аристократа своего времени.
Сергей Трубецкой — один из самых титулованных участников восстания декабристов. Происходил из древнего княжеского рода. Когда арестованного Трубецкого привезли в Зимний дворец, император Николай I, не сдерживая эмоций, воскликнул: "Что было в этой голове, когда вы, с вашим именем, с вашей фамилией, вошли в такое дело?". Да, Сергей действительно был одним из самых знатных аристократов России. До наших дней дошёл замечательный портрет князя кисти Н. Бестужева.
В фильме "Звезда пленительного счастья" Трубецкого сыграл Алексей Баталов — гениальный актёр мхатовской школы. И хотя сам Алексей Владимирович считал, что хронометраж картины не позволил раскрыть характер героя в полной мере, в его исполнении князь получился по-настоящему живым, многогранным и противоречивым. Таким, каким его и описывают современники.
Максим Матвеев был выбран на роль князя Трубецкого неслучайно — очевидно, что создатели "Союза спасения" оценили типаж артиста, который позволяет играть героев голубых кровей. Правда, на этом преимущества заканчиваются, потому что Матвееву явно не хватило мастерства и актёрского таланта, чтобы воплотить на экране столь сложный образ.
Поэту Кондратию Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей в организации восстания. Приговоренный к казни, он стал одним из трёх декабристов, которого повесили повторно из-за оборвавшейся верёвки. По легенде, именно ему принадлежат слова: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить».
Этот храбрый человек, который до последнего сохранил силу духа, стал героем обоих фильмов. В "Звезде пленительного счастья" Рылеева сыграл блистательный Олег Янковский.
В версии Кравчука роль доверили Антону Шагину — звезде нашумевшего мюзикла "Стиляги".
К сожалению, мы не можем сравнить женские роли, поскольку фильм "Союз спасения" обходит стороной судьбы жён декабристов, и их персонажей в картине попросту нет. Хотя было бы интересно посмотреть, как справились современные исполнительницы с образами жертвенных героинь, готовых на всё ради любви.
А как вам кажется, актёры какой киноверсии более убедительны? Есть ли в современных звездах то благородство и аристократизм, которое смогли вложить в героев советские артисты? Пишите своё мнение в комментариях.
Подписывайтесь на канал и читайте другие статьи: