Радостный мажор, грустный минор. Так приручили наше ухо с детства.
Из глубины веков в эпатажную и независимую музыку современности проникла разновидность basso ostinato (упорного баса) с оттенками нытья и скорби - basso lamento. Это повторяющаяся басовая линия, построенная на нисходящей кварте, а иногда двигающаяся вниз по хроматической гамме. Исследователь рок-музыки Уолтер Эверетт (Walter Everett) составил целый список из песен "плачущих" и "стенающих" рокеров. Вот некоторые из них.
Группа The Beatles, композиция Michelle с альбома Rubber Soul 1965 года:
Группа Eagles, композиция Hotel California с одноимённого альбома 1976 года:
Боб Дилан, композиция Ballad of a Thin Man с альбома Highway 61 Revisited 1965 года
И наконец, "гвоздь программы" - Led Zeppelin с бессмертным хитом 1971 года Stairway to Heaven:
Именно Led Zeppelin довела барочные элементы в своей музыке до идеала, успешно соединив в горниле хард-энд-хэви музыкальный материал фолка, блюза и классики.
Самой амбициозной композицией ранних Led Zeppelin стала мучительная любовная песня Dazed and Confused. Джимми Пейдж начал играть её будучи участником The Yardbirds, позаимствовав у нью-йоркского исполнителя Джейка Холмса (Jake Holmes). Песня Холмса основана на нисходящих хроматических последовательностях, придуманных странствующим бас-гитаристом по имени Рик Рэндл (Rick Randle), которого Холмс позже описывал как "абсолютно непробиваемого психа".
В версии Led Zeppelin, которая появилась на дебютном альбоме в 1969 году, Джон Пол Джонс придал басовой линии неприступный, органный звук - величественный блюзовый рифф. На гастролях в начале семидесятых музыканты растягивали исполнение Dazed and Confused на тридцать и более минут, подвергая линию баса причудливым трансформациям, таким образом оттеняя игру Пейджа смычком на гитаре. На протяжении долгих отрезков бас скорбно молчит, а в это время Плант и Пейдж взывают друг к другу, как бродяги, заблудившиеся в пустыне. Наконец, в кульминационном пассаже тема грохочет в связке гитары и баса, наполняя музыкальное пространство.
В конце шестнадцатого века звуки чаконы совершили переворот в общественном порядке, раскрепостив тело. Тот же самый дух свободы оживляет современную рок- и поп-музыку: в водовороте повторяющегося баса танцующие люди на некоторое время забывают о рутине повседневной жизни. Мы наблюдаем, как одни и те же музыкальные приёмы продолжают своё существование на протяжении столетий.
При подготовке статьи использовались материалы книги Алекса Росса "Послушайте".
И по традиции несмешная байка, на этот раз из серии "когда шутка удалась, но смешно только тебе":
Многие дирижёры старого поколения были невыносимыми тиранами. Ганс фон Бюлов часто бывал резок с музыкантами, но его прусскую грубость смягчал своеобразный юмор. Случилось так, что Бюлов невзлюбил двух валторнистов из своего оркестра - по фамилии Шульц и Шмидт. Однажды утром директор оркестра сообщил ему печальную новость, что Шмидт скончался.
"А Шульц?" - спросил Бюлов.
Дорогие читатели канала, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.