Найти тему
Марина Просто

Смерть в художественном мире Тургенева

Тема смерти является сквозной в творчестве И. С. Тургенева, она буквально пронизывает и пропитывает его произведения.

В своих произведениях Тургенев описывает жизнь как она есть, во всех ее проявлениях. Несомненно, смерть (смерть человека) связана с жизнью, так как прекращает его существование на земле и переводит в иной мир, неведомый нам. Часто герои Тургенева приходят к трагическому исходу. Почему Тургенев не дает своим героям возможности жить? Я попытаюсь ответить на этот вопрос на примере рассмотрения смерти, ее роли в романах Тургенева «Рудин», «Накануне» и «Отцы и дети».

В трех романах представлена смерть главных героев: Рудина, Инсарова и Базарова. Их смерть особенно интересна в рассмотрении, так как они не обычные люди, беспечно проживающие отведенное им время, но трагические, задающие жизни вопросы и получающие ответ – смерть! Рассмотрим поочередно смерть трех персонажей.

В романе «Рудин» Тургенев в образе главного героя показал типичного представителя дворянской интеллигенции 1830-1840-х годов, которая в новых исторических условиях была не в состоянии практически бороться за свои идеалы и перейти к делу, а растрачивала силы на пустую, бесполезную болтовню, на одни слова… У Рудина есть идеи, но нет воли и сил действовать, и самое ужасное, что Рудин сознает свою беспомощность. Гибель Рудина на парижской баррикаде в 1848 году была логическим завершением всей его жизни. В том, как он умер, сказались его и сильные, и слабые стороны. Он вышел на баррикаду, несомненно, одушевленный благородным стремлением бороться за свободу. Он появился на баррикаде один, тогда, когда восстание было почти подавлено и когда «ее защитники, оставшиеся в живых, ее покидали и только думали о собственном спасении». Рудин держал в одной руке красное знамя как символ борьбы за свободу, а в другой – «кривую и тупую саблю» как символ полной неспособности практически бороться за эту свободу. Так он и повалился лицом вниз, точно в ноги кому-то поклонился, пораженный пулей, прошедшей ему сквозь самое сердце. Смерть героя не решает внутренний конфликт в его сознании, но в самой смерти он находит жизнь. Однажды, говоря о смерти, Рудин рассказал скандинавскую легенду. Царь сидит со своими войнами в темном и длинном сарае вокруг огня. Дело происходит ночью, зимой. Вдруг небольшая птичка влетает в раскрытые двери и вылетает в другие. Царь замечает, что эта птичка, как человек в мире, прилетела из темноты и улетела в темноту, и недолго побыла в тепле и свете. «Царь, - возражает самый старый из воинов, - птичка и во тьме не пропадет и гнездо свое сыщет…». Точно, наша жизнь быстра и ничтожна, но все великое совершается через людей. Сознание быть орудием тех высших сил должно заменить человеку все другие радости: в самой смерти найдет он свою жизнь, свое гнездо…

Рассмотрим смерть Инсарова. Инсаров, в отличие от Рудина, действует. Он готовится к войне, переписывается с революционерами, товарищами по борьбе, едет защищать родину, но все его планы разом обрушила судьба: он умирает, умирает не славной смертью героя на поле битвы, даже не на родной земле, а в глухой комнате. Все в этом мире случайно, кроме смерти. «Каждый из нас виноват уже тем, что живет, - пишет Тургенев, - и нет такого благодетеля человечества, который в силу пользы, им приносимой, мог бы надеяться на то, что имеет право жить. Тургенев сравнивает смерть с рыбаком, который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней,  и рыбак выхватит ее – когда захочет. Есть время жить и время умирать. Смерть поймала Инсарова еще в Москве, но он пожил некоторое время. Кончилась маленькая игра жизни, кончилось ее легкое брожение, и настала очередь смерти.

Обратимся к Базарову. Базаров заражается через рану на пальце пиэмией. Он осознает, что смерть его близка. Базаров и не ожидал, что так скоро умрет. Это нелепая случайность. Он думал «обломает дел много», не умрет. У Базарова есть еще силы, но надо умирать. Этот ярый нигилист, отрицавший все, даже себя, не устоял перед смертью: «Да поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». «Попал под колесо». Смерть – старая шутка. Жизнь – форма. А теперь, как говорит Базаров, его собственная форма уже разлагается. Теперь вся задача «гиганта» - как бы умереть прилично. Преждевременная смерть разлагает форму нигилиста в Базарове. Смерть была дана ему в наказание за гордость, за отрицание природы, которую Базаров назвал «мастерской». Природу можно победить лишь одним способом – подчинившись ей. Базаров не осознал этого вовремя. На смертном одре Базаров вспоминает о России. Нужен ли он ей? Нет, видно не нужен. Мясник нужен, лесник нужен…

Тот же вопрос возникает и на страницах романов «Рудин» и «Накануне». Нужны ли Рудины России и Инсаровы Болгарии? «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» - писал Тургенев. Может, Базаров-нигилист действительно отрицал Россию?

Интересно, что роман «Рудин» заканчивается смертью героя, а «Накануне» и «Отцы и дети» - эпилогом, где все благополучно: этот женился на том, а тот – так, у них родились дети… После всего, можно сказать, что все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню, означает успокоение, согласное с природой. Согласное с природой означает вечное. Смерть у Тургенева примиряет, она придает вечное значение временной жизни человека.

Итак, в своем сочинении я попыталась ответить на вопрос о возможности жить.[VAC1] Тургеневские герои, борющиеся с жизнью за саму жизнь, не могут жить. Последовательно двигаясь от «Рудина» (1855 г.), к «Накануне» (1859 г.) и «Отцам и детям» (1862 г.) Тургенев по возрастанию требований героя умалял обстоятельства его смерти[VAC2] . Так, Базаров погиб от царапины, а жить остались «романтики», признающие главенство природы и к тому же читающие Пушкина.

[VAC1]?

[VAC2]Не по-русски