В 1920-х годах выдающийся русский биолог предпринял один из самых ужасных экспериментов в истории. На пике своей карьеры доктор Илья Иванов решил создать гибрид человека и обезьяны. В Гвинее он пытался оплодотворить шимпанзе человеческим семенем. Когда в 1927 году его оттуда выгнали за попытку экспериментировать с женщинами, он попытался создать в Абхазии «колонию обезьян» для разведения обезьян. Он даже нашел добровольца для своей матери ...
Дорогой читатель, у меня есть к тебе просьба: Если не будет сил дочитать, то просто долистай эту статью до конца - это очень поможет мне и моему каналу!
Доктор Илья Иванович Иванов (1870-1932), начавший противоречивый проект по созданию креста человек-обезьяна, был одним из наиболее уважаемых специалистов по гибридизации животных. Работая в степном заповеднике Аскания-Нова близ Херсонии (Украина), он усовершенствовал методы искусственного осеменения кобыл, благодаря которым царские власти признали его, как было написано, для того, чтобы вывести российское сельское хозяйство из мрака средневековья.
Он родился в 1870 году в Щиграче под Курском, в семье судебного эксперта. С 1886 года он изучал физиологию животных в Харьковском университете. Он даже прошел стажировку в Институте Пастера в Париже в области микробиологии, но вскоре сосредоточил свои исследовательские интересы на чем-то другом. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1898 году, он начал работать с великими деятелями российской науки, в том числе Иван Павлов (1849-1936), совершенствующий методы искусственного осеменения животных.
Поскольку были обвинения в том, что эти практики противоречили природе, Иванов решил доказать, что современной науке нет предела. В 1910 году на зоологической конференции в Граце (Австро-Венгрия) он объявил, что необходимо избавиться от морального сопротивления и попытаться скрестить человека с обезьяной. Смелый план был остановлен Первой мировой войной и революцией в России. Когда большевистская власть укрепилась, Иванов работал в Высшем институте животноводства. В 1921 году - как человек, очень полезный для страны - его отправили на «научную разведку» в Париж. Там, в залах Института Пастера, план, достойный доктора. Франкенштейн ...
Нарушение табу
В апреле 1922 года ученый связался со старым другом, американским биологом Рэймондом Перлом (1879-1940), сообщив о намерении развести обезьяну. Он писал, что это должно произойти где-то в Африке, вдали от внимания европейского общественного мнения. Эксперты из Института Пастера также сочли этот план «полезным и желательным». Сам Иванов обосновал это следующим образом: «Создание гибридов между двумя антропоидами ... предоставит чрезвычайно ценную информацию о происхождении человека и многих других вопросах, касающихся наследственности, эмбриологии, патологии и психологии».
В качестве рабочего места ученому был предложен резерв шимпанзе в городе Киндла в современной Гвинее (в то время во французской Западной Африке), хотя он должен был сам позаботиться о проекте. Иванов сумел собрать 10000 долларов от наркома по образованию Анатолия Луначарского, которому, вероятно, помогла поддержка Павлова и идеологическая аргументация. Создание "нового человека" заставило бы массы осознать, что процесс создания - это только биология, а не творение Бога.
Однако Иванов двигался по скользкой земле. Неизвестно, как отреагирует публика, если эксперимент окажется успешным. Но не только он думал в начале прошлого века о разведении обезьян. Подобные видения были сделаны голландским антропологом Германом Мари Моенсом (1875-1938) и немецким сексологом Германом Роледером (1866-1934), за что первый был выброшен из университета. Судьба Иванова также ставила различные проблемы, тем более что его идеи не понравились Сталину, пришедшему к власти в 1924 году.
Срочно нужна гибридная мама
Доктор Иванов и его 22-летний сын приехали в Гвинею в ноябре 1926 года. Автор обширной статьи об их противоречивом проекте Кирил Россиянов упоминает, что русский ученый в своих трудах не скрывал презрения к африканцам, которых он считал низшей расой. Он также упомянул, что пытался расследовать сообщения о женщинах, которые предположительно были изнасилованы обезьянами, что, по его словам, заставило их жить по проторенной дороге как «нечистый народ», «социально умерший».
28 февраля 1927 г. Иванов провел эксперимент по оплодотворению шимпанзе Бабетты и Сиветты человеческой спермой. Другая попытка произошла в июле на женщине по имени Царна. Тем временем он искал волонтеров, чтобы стать матерью обезьяны. С этой целью он обратился к губернатору за помощью и направил его в больницу в Конакри. Иванов не сопротивлялся экспериментам на женщинах, также без их согласия. Он утверждал, что пигмеи будут наиболее подходящими для них из-за их низкого уровня цивилизации.
Однако вскоре возникла проблема. Колониальные власти, опасаясь местной реакции, запретили Иванову экспериментировать в больнице. Кроме того, Академия наук СССР отозвала свою поддержку, заявив, что ее деятельность "ведет к подрыву доверия африканцев к европейским врачам и ученым и может повлиять на российские экспедиции". Французы из центра Киндла тоже смотрели на него, опасаясь, что он сообщит об их бесхозяйственности в Париж.
Неправильно понятые и обеспокоенные, Ивановы эвакуировались из Гвинеи в июле 1927 года, взяв с собой нескольких животных. Они должны были быть перевезены в Сухуми в Абхазской ССР, в другую «обезьянью колонию». К сожалению, оплодотворенные шимпанзе погибли на этом пути, в результате чего, что еще хуже, ученый не нашел беременности. Это, однако, не беспокоило его, потому что он признал, что успех гарантирован только повторными попытками. Интересно, что после возвращения он даже нашел добровольца для матери обезьяны, которую он собирался разводить на Черном море.
Женщина приехала из Ленинграда и сообщила ему письмом: «Пожалуйста, возьмите меня на эксперимент. Я вас умоляю. Я знаю, что такое скрещивание возможно», - написала она. Иванову понадобилось как минимум несколько добровольцев. Для советской власти, но это было слишком противоречивым и роль женщин бросая вызов предприятия. Отсутствие обезьян для участия в тестах также было серьезной проблемой. Последний старый орангутан из Сухуми умер, потому что его кормили ... яйцами. В 1930 году было куплено пять шимпанзе, и все казалось на правильном пути, но ...
Humanzee или "человек"
В 1929 году совет Академии наук на заседании обсудил ход работ по созданию гибрида обезьяны и человека, но все встало на пути политики. Поскольку Иванов принадлежал к старой гвардии царских ученых, его обвиняли в подрывной деятельности и «создании контрреволюционной ячейки среди специалистов сельского хозяйства», для чего он был позже отправлен в Казахстан. Он работал в местном ветеринарном институте до 1932 года, когда его освободили. Россиянов пишет, что в то время планировал уйти на пенсию и поправить здоровье. Вскоре он умер от инсульта.
Эксперимент Иванова оказался неудачным, но он породил много теорий заговора. До сегодняшнего дня вы можете столкнуться с историей о том, что ученый работал по приказу Сталина, чтобы создать сильного и долговечного рабочего, способного выдержать условия сибирских шахт. По другой версии, люди-обезьяны должны были быть «супер охранниками» солдат, готовых на все. Пол Стоунхилл - американский журналист украинского происхождения напоминает, что, по некоторым данным, беглые гибриды Иванова ответственны за волну сообщений о странных волосатых существах, называемых «снежными людьми» в бывшем СССР.
Хотя эксперимент Иванова не осмелился повторить, вполне возможно, что гибриды людей и обезьян могли родиться «естественно». Одним из них могло быть существо, пойманное в 1958 году в Республике Конго. Оливер, как его называли хозяева, был обезьяной, двигавшейся на двух ногах с гротескным лицом и лысой головой. Его внешность и поведение означали, что он был описан как "Humanzee".
Было также отмечено, что Оливер "интересовался" женщинами, а не шимпанзе. Заключенный в тюрьму на много лет в клетке, он был переведен в колонию обезьян в Техасе в старости, где он вызвал большой интерес. Генетическое тестирование в 1996 году показало, что у него была лишняя хромосома, но, тем не менее, он был классифицирован как обычный шимпанзе, хотя по сей день многие считают, что он был слишком человеком для этого имени. Он умер в 2012 году.
Идея доктора. Иванова вызвала многопоточную дискуссию. Они задавались вопросом не только о внешности и правовом статусе обезьяны, но также и о том, позволять ли ему воспитывать мать и что делать, если он родился "злым по природе". Однако Иванов интересовался подробностями и не чувствовал сопротивления нарушению табу.
Проблема скрещивания обезьяны и человека беспокоила не только его. Джеффри Борн (1909-88) - уважаемый американский приматолог и создатель центра обезьян Йеркса, сказал: «Кажется, существует небольшое физиологическое препятствие для искусственного оплодотворения на линии человек-обезьяна, которая может создать жизнеспособного ребенка ...»
Если ты дочитали до конца, то я не зря старался и статья была интересной. Советую тебе поставить лайк и подписаться, чтобы не пропустить новые статьи от меня!
______________________
Цитаты взяты из статьи К. Россиянова,
Помимо видов: Илья Иванов и его эксперименты по скрещиванию людей и человекообразных обезьян,
«Наука в контексте», № 02/2002 (15).