Найти тему
Виталий Калгин

Цой или не Цой ? Как подделывают раритеты. Часть 1

Оглавление

Виктор Цой. фото - Игорь Мухин
Виктор Цой. фото - Игорь Мухин

Последнее время многие ценители творчества Виктора Цоя сталкиваются с некоей фальсификацией как самого творчества (творческих произведений работы Виктора Цоя), так и его производных, начиная от подделки банального автографа и заканчивая фальсификацией картин, которые, надо сказать, стоят сегодня весьма приличные деньги. Этому я посвящу следующий цикл публикаций.

К сожалению - время диктует свои правила. К примеру, небольшой рисунок «Портрет Джона Кеннеди» (немного превышающий длину стандартного листа А4, а по ширине — в полтора раза меньше), выполненный лидером группы «КИНО», не так давно был продан на аукционе современного российского искусства Vladey за 15 тысяч евро. Эстимейт при этом составлял от четырех до шести тысяч евро.

Виктор Цой. "Портрет Джона Кеннеди". фото из архива Д. Стингрей
Виктор Цой. "Портрет Джона Кеннеди". фото из архива Д. Стингрей

На весенних торгах 2017 года все того же аукциона Vladey картина Цоя «Love story», предоставленная Олегом Соколовым, была продана за 6 тысяч евро.

Виктор Цой. "Love Story". фото из архива О. Соколова
Виктор Цой. "Love Story". фото из архива О. Соколова

А совсем недавно – на аукционе «Литфонд» был продан другой рисунок работы Цоя - «Битва». И цена работы была тоже отнюдь не маленькая – 250 тысяч рублей.

Виктор Цой. "Битва". фото из  личного архива  автора
Виктор Цой. "Битва". фото из личного архива автора

Но это что касается известных работ. Однако последнее время очень часто всплывают и малоизвестные работы Цоя, а так же совсем неизвестные. К примеру, внимание коллекционеров и ценителей творчества лидера «КИНО» привлекли две картины, не так давно засветившиеся в глобальной сети – «Красный лыжник» (1988 год) и «Звезда по имени Солнце» (1990 год).

картина " Красный лыжник"
картина " Красный лыжник"

картина "Звезда по имени Солнце"
картина "Звезда по имени Солнце"

Одновременно по лоткам фалеристов Питера пошли в продажу советские значки с изображением точно такой же картинки как на данной картине Цоя. Чуть позже всплыла картина «Звезда по имени Солнце» (тоже холст и тоже Цой) и тут же появляется в Интернете советский спичечный коробок с данным рисунком на этикетке и легенда о том, что «Новые художники» активно срисовывали сюжеты с советских этикеток и прочего для своих картин. До этого же никто никогда подобной картины Цоя не видел, и нигде она не светилась. Согласитесь, поневоле задумаешься, не правда ли?

советский значок "Красный лыжник"
советский значок "Красный лыжник"

Сразу же возникли горячие споры относительно принадлежности работ. Мнения людей разделились. Одни видели в них работы «именно кисти Цоя», другие же с пеной у рта доказывали обратное. Главными доводами было то, что таких картин никто никогда не видел, и если картина «Звезда по имени Солнце» датируется 1990 годом, то Наталия Разлогова, бывшая рядом с Виктором последние годы его жизни, должна была знать о данной работе или хотя бы видеть ее, и, стало быть - подтвердить, что это действительно работа Цоя. Однако со слов Наташи известно, что подобной картины (равно как и «Красного лыжника») она никогда не видела, но однако не ставит под сомнение, что это именно Цой.

советская  спичечная этикетка
советская спичечная этикетка

Чтобы прояснить данный вопрос я обратился к профессору Новой академии изящных исскуств Денису Егельскому, близко знавшего Виктора Цоя, Георгия Гурьянова, Тимура Новикова и прочих «новых художников».

Денис Егельский:

Имя Цоя, подчеркиваю, как художника (не музыканта) абсолютно вторично. Цой всю дорогу Крисанову и Гурьянову подражал. «Красный лыжник» на мой взгляд самая удачная его работа. И на най врядли кто-то (например, Тимур) бы поставил свое имя для значимости или из каких-либо иных соображений. Думаю, что это конечно, может быть Тимур, сделавший за Цоя для выставки работу (у «Новых» такое практиковалось)…К примеру, у Гурьянова была работа Цоя, подписанная именем Новикова (очень плохая, кстати). У меня и фото ее где-то есть…Но в данном случае раз подпись «ЦОЙ», то не вижу смысла подвергать это сомнению в контексте авторства Тимура, кстати, гораздо более дорогого художника чем Цой. Но думаю в контексте ее провенанса, что это все же Цой. А вообще в отношении «Новых» есть один главный принцип определения их авторств. Они же и коллективные бывали. Трое, например, одну работу делали, а подпись одна стояла. Хорошая это работа или нет, что называется с драйвом или без него… Так вот «Красный лыжник» это как раз картина с драйвом, поэтому и исследовать Новиков это на самом деле или Цой не имеет смысла. То же самое думаю и насчет «Звезды по имени Солнце». Срисовывание было весьма широко распространено. Думаю, что тут бессмысленно искать концы, тем более что это невозможно по целому ряду причин. А вот что касается Наташи Разлоговой, то Цой много работ сделал в мастерской Андрея Медведева, просто зайдя к нему в гости на часок (без Наталии). Картина «Приглашаем в полет», со стюардессой, именно оттуда и происходит, как и еще несколько вещей Виктора. Таким образом Наталия могла и не видеть всего..Кстати, я интересовался через знакомых, и оказывается что она совсем ничего не знает про Медведева, а ведь есть масса свидетельств, что они дружили и что Цой периодически делал в мастерской Андрея работы, так как у него всегда были под рукой кисти, краски, холсты и картон…Так что я считаю, что не знание Наталией Андрея Медведева не есть критерий того, что работу «Картину написать не успел» или «Приглашаем в полет» сделал не Цой… У Андрея Медведева была далеко не одна работа Цоя. И кстати, полколлекции «Новых» в Русском музее неправильно атрибутирована, и это нормально.

Виктор Цой - "Приглашаем в полет".  фото из архива автора
Виктор Цой - "Приглашаем в полет". фото из архива автора

В ноябре 2017 года ценитель творчества «КИНО» музыкант группы «Формы» Александр Масальский прислал мне фотографию советского значка, 1988 года изготовления, с изображением красного лыжника. Точно такого же как изображен на картине Цоя. Я отправил фотографию Денису Егельскому и Дмитрию Мишенину. И вот их мнения.

Денис Егельский. фото из личного архива
Денис Егельский. фото из личного архива

Денис Егельский:

Весьма забавно… У лыжника на значке голова квадратная, точно так же как на картине Цоя…Можно предложить версию – значок был сделан кооператорами по мотивам картины Виктора Цоя. Модность группы «КИНО» и реалии перестройки теоретически могли побудить выпустить тиражный значок с дизайном ее лидера.

Дмитрий Мишенин. фото из личного архива
Дмитрий Мишенин. фото из личного архива

Дмитрий Мишенин:

Гипотеза фантастическая. Значок тиражный. Не самодельный. Дизайнер вряд ли был знаком на тот момент с визуальным творчеством Цоя. Мерч на момент перестройки был все таки не таким продвинутым. Постеры, футболки и самопальные значки с названием группы «КИНО» это было максимум до чего могли додуматься креативщики тех лет. Так что моя гипотеза, такова: Виктор перенес на холст понравившийся ему образ. Да, скорее всего Виктор просто срисовал его. Как Георгий Гурьянов перерисовывал фото и вырезки из журналов. А еще он мог это сделать даже не один, а с кем-то в паре. Что, впрочем, аргумент, доказывающий аутентичность данной работы. Не исключаю, что это может быть картина Тимура Новикова, подписанная Виктором Цоем. Но на 100% быть уверенным нельзя. Любой его друг художник тех лет мог подделать. По приколу. А Цой –подписать. В общем одно точно - картина скорее всего кого то из тусовки. Не левая. Или Виктора, или его товарища-художника типа Тимура, Крисанова, Медведева… Или совместное творчество...

На этом тему о подлинности картин и прочих реликвий касающихся Цоя я завершаю, но обещаю вернуться к ней в следующей публикации...Следите за новостями!!!

ЧАСТЬ 2

"ЦОЙ-2020" или новый проект о группе "КИНО"

Какие проблемы были у группы «КИНО» или откровения гастрольного директора

Разбор полетов или теракт на концерте Цоя в Житомире. Как это было и было ли вообще...