В девичестве Екатерина носила фамилию Ромадоновская, это был знатный род, восходящий к самому Рюрику. Головкины и Ромадоновские, в отличии от других знатных родов, сразу пошли за Петром I в его преобразованиях, и он это всегда ценил и никогда не забывал. Именно он решил соединить два рода своих сторонников.
Как Петр стал "маршалом"
В женихах у Головкиных был Михаил Гаврилович, блестяще образован, владел несколькими иностранными языками, великолепно разбирался в искусстве. Екатерина отличалась красотой и безукоризненными манерами, она также владела иностранными языками. Сватом их и даже распорядителем - как тогда называлось, "маршалом" - на свадьбе был сам Петр. А императрица Екатерина I стала посаженной матерью невесты. Свадьба была такая роскошная, что целый год о ней вспоминали. Говорили и о том, что царь молодоженам подарил большое имение. Осматривать его ездили все гости этой удивительной свадьбы.
Рука Петра оказалась легкой
Жили они дружно двадцать лет, каждый год помпезно отмечая именины жены. Но на очередном торжестве, 24 ноября 1741 года появились в бальной зале солдаты Преображенского полка. Рассвет Михаил Гаврилович встречал уже в Петропавловской крепости.
В эту ночь на престол взошла Елизавета. Она лишила его всех постов и чинов. Он был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Одна из влиятельнейших дам петербургского света находилась в толпе наблюдавших за исполнением казни. Пыталась хотя бы взором поддержать мужа, ступившего на эшафот из неструганных досок. В последний момент казнь отменили, заменив вечной ссылкой.
Графине Екатерине дозволили пользоваться прежними правами и положением, сохранено было ее звание статс-дамы. Но она изьявила желание сопровождать мужа. Тогда в дорогу им позволили взять тулуп и 22 рубля. В рацион их входили мука, рыба и скудные дары местного лета. Добираться до места ссылки им пришлось два с лишним года. Наша героиня всячески поддерживала впавшего в отчаянье мужа. Через 8 лет тяжелых испытаний, граф умер. Графиня добилась высочайшего разрешения привести прах мужа в фамильную усыпальницу Ромадоновских. Она выполнила свой долг перед мужем до конца.
Дожила она до глубокой старости, поселившись в Москве, где когда-то родилась. Жаль, что ее не вспоминают так, как вспоминают жен декабристов, которые путешествовали за мужьями по бесконечному русскому бездорожью.
А вы бы пошли ради мужа на то, чтобы бросить свой дом и быт и отправиться на север, в ссылку, терпеть нужду, но быть вместе, или это слишком романтичный порыв для современных практичных женщин? Пишите ответы в комментариях - я всегда с радостью на них отвечаю. И подписывайтесь на мой канал, если вам интересны судьбы женщин тогда и сейчас, мне будет приятно и просто увидеть ваш "лайк", спасибо.