Главный тезис года: если вы думаете, что классные фильмы не выходили — вы не достаточно их смотрели.
2019-й — год триумфальных возвращений и ярких дебютов, качественных блокбастеров и притягательного артхауса. В этой статье расскажу о 14-и картинах, которые в прошлом году впечатлили сильнее всего.
Все фильмы разбиты на условные категории, которые показывают в чем они были лучшими за год (попытка упорядочить текст).
Расположены ленты в порядке от лучшей к остальным.
О большинстве я ранее писал более объемные материалы, прочитать которые можно кликнув по их названию.
Материалы разного качества
Once upon a time in Hollywood / “Однажды в Голливуде” Квентина Тарантино
Лучшее признание в любви — любви к кино
Квентин Тарантино говорил, что снимет 10 полнометражных фильмов и отправится на пенсию. 10-я, вероятно, станет эпилогом великой карьеры, 9-я — “Однажды в Голливуде” — ее итогом.
Похождениями Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и его дублера Клиффа Бутта (Брэд Питт) Тарантино признается в любви Голливуду 1960-х, который после смерти Шерон Тейт стал красивой, но трагичной историей. В необычно динамичной для ленты концовке (лучшей экшен-сцене года, кстати) режиссер исправляет “ошибку” жизни, и меняет ход этой истории: Шерон жива, “Золотой век Голливуда” не прекратился, эра сериалов не наступила, а значит никогда не появлялись Скорсезе и Коппола, Спилберг и Лукас, и сам Тарантино ничего не менял своим “Криминальным чтивом”.
Подарок для фанатов режиссера, с сеансов которого уходили те, для кого Тарантино — вечный весельчак головорез, но от которого в восторге все, кто любит творчество Квентина и кино в целом.
Здесь отдельный пост о том, как “Однажды в Голливуде” высмеял претензии некоторых журналистов к режиссеру.
Marriage story / “Брачная история” Ноа Баумбаха
Лучшая драма
Каждый год выходит новая лента о том, как институт семьи теряет свою актуальность и медленно умирает. Смерть фиксировали и 40 лет назад в оскароносном “Крамер против Крамера”. Теперь — очередь Ноа Баумбаха и экранизации его развода.
“Брачная история” разбирает институт семьи в глазах общества и в лицах самих супругов, обращая внимание то на “потерявшую голос” Николь, чья драма отражает строчку “Ты пол меня, я пол тебя, но мы не целое”, то на общественную систему взглядов, которая с Библии несет идею, что мать — это светлый человек высоких стандартов, который рожает ребенка после непорочного зачатия, а отец — не пойми кто, который наблюдает с небес. В основе же пресловутой “ячейки общества” всегда отказ от личных ценностей и амбиций в угоду новой жизни, которую Николь (Скарлетт Йоханссон), как и те, кого она представляет, “wanted until [she] didn’t”.
Так хмурый и высокий, как Нью-Йорк, Чарли (Адам Драйвер) и яркая и свободная, как Лос-Анджелес, Николь слились с планировкой квартиры, чтобы однажды вырваться из нее, разрушив брак.
Ad astra / “К звездам” Джеймса Грэя
Самый красивый фильм и лучшее “мужское” кино
Джеймс Грэй и Брэд Питт работали над историей и мотивами “К звездам” практически в тандеме. Оба привнесли туда свое ощущение проблемы “Отцов и детей”, из-за чего называли фильм один из самых личных в карьере обоих, и оба живым щитом закрыли Тарантино от ложных упреков в романтизации образа белого гетеросексуального мужчины из богатой страны.
Если включать “К звездам” и ждать блокбастер — он вас разочарует. Разочарует и если трейлеры сформировали образ “Interstellar look alike”. Под промо-материалами из нарезки одной экшен-сцены спрятали идейное продолжение “Бойцовского клуба” для мужчин из поколения сирот, что прошли очарование выдуманными идолами и отправились на поиски отцов. Символично, что Рой (Брэд Питт) летит к Сатурну — планете, названной именем Бога-аналога Кроноса, который пожирал своих детей.
Атмосферу полного погружения в космическое пространство души героя создают также потрясающий визуал с отсылками к “Космической одиссее” Кубрика, единственный на 2 часа хронометража трек, закадровый голос героя и актеры на центральных ролях: Брэд Питт, который в этом году был обворожителен и как мачо у Тарантино, и как аутист у Грэя; и Томми Ли Джонс, героя которого Грэй мило зарифмовал с обезумевшим приматом.
Dolor y gloria / “Боль и слава” Педро Альмодовара
Лучшая история о страсти и боли творца
Говорить о кино можно по-разному: кто-то, как Тарантино, рассказывает о внутреннем устройстве индустрии; кто-то, как Альмодовар, — об искусстве, в котором отражается вся жизнь творца, и которое эту жизнь частично забирает.
Классик испанского и мирового кинематографа снял Autofiction про вымышленного режиссера Сальвадора Мальо (Антонио Бандерас) внутри Autofiction’а про себя. Сквозь потоки драматического таланта Бандераса, которого многие знают, как Голливудского красавца, пестрых цветов и почти театральной хорошей “постановочности” идет лейт-мотив “зависимости”, как “тяжелого физического труда”, который уносит творца в мир вымысла, воспоминаний и реальности.
Снимать кино, курить героин, любить — всё зависимости. Убивают, лечат, оживляют.
High life / “Высшее общество” Клер Дени
Лучшее в категории “Животное-человек” или безысходность года
В конце 2018-го 70-летняя француженка Клер Дени возила по мировым кинофестивалям свою первую англоязычную картину. Западные критики приняли ее довольно мило, хоть и номинировали только на Золотую Раковину в испанском Сан-Себастьяне.
Аудитория добрые вибрации не уловила — почти на всех “смотреть онлайн” сайтах “Высшее общество” называют бесполезной ерундой для извращенцев, и это можно понять.
Космическое путешествие, в которое отправили героя Роберта Паттинсона и других земных уголовников, — большая метафора на человечество, приговоренное к “пожизненному” на мани-планете-кораблике, который летит в сторону Черной Дыры. Метафора эта набита оммажами Тарковскому и Кубрику, высказываниями, а-ля “человек — животное” и пародиями на становление и падение цивилизации — от скуки люди придумывают Богов (Гигиену), в попытках создать “высшую жизнь” медленно вымирают.
Копать до сути не нужно — все на поверхности, нужно только перетерпеть бессобытийный промежуток в первом акте. Дальше — кровь, пот, секс, дети.
Ford v Ferrari / “Ford против Ferrari” Джеймса Мэнголда
Лучший массовый фильм
Фильм, над которым “Сошлись звезды”, а кольца Сатурна образовали улыбку братьев Люмьер. За историю американского триумфа в гонке “24 часа Ле-Мана” взялся режиссер “Логана” и “Поезда на Юму” Джеймс Мэнголд, а главные роли в ней сыграли Кристиан Бэйл, похудевший после уже позапрошлогодней “Власти”, и Мэтт Дэймон.
Получилась смесь спортивной и корпоративной драмы о борьбе сильных личностей с бумажно-червозной системой. Никаких майклобэевских флагов — американский автопром, самый масштабный в мире, несколько лет работав над машиной не смог сделать дверь, которая не открывалась бы на старте. Вместо этого — чествование героя, который случайно вошел в историю прихрамывая.
Обидно за сборы: мировой прокат “Ford против Ferrari” закончил со сборами чуть больше 202-х миллионов долларов, что в два раза больше производственного бюджета. Суровый и беспощадный Disney такая прибыль может расстроить и подразделение Fox, которая отвечает за производство подобных проектов, прикроют.
The Irishman / “Ирландец” Мартина Скорсезе
Лучшая кино-эпопея
“Когда я был молодым, я думал, что маляр красит дома...”
Каждый фильм Мартина Скорсезе сопровождают разговоры о том, что дедушка либо сам скоро ретируется, либо покинет индустрию по воле божьей. Говорят, что именно по причине “вдруг умрет” Оскар получил “Отступники” — не лучший, хоть и хороший, фильм режиссера.
“Ирландец” вновь подпитывает разговоры о пенсии: в 3,5-часовом эпосе для Netflix Скорсезе собирает своих друзей-стариков, которых 80% хронометража приходится с разной силой омолаживать, и подводит итог гангстерской темы своего творчества. Итог, который разбивает романтичный флер вокруг сицилийской братии, их принципов и Омерты — крутые Cadillac проданы, членов названной семьи убил рак, а семья настоящая бросает одиноко доживать свое в доме престарелых.
И все-таки, уходя Святой Отец оставляет небольшую щелочку в двери. Увидим ли мы в нее смерть Ирландца, или же благодаря ей он будет жить — вопрос без ответа.
The Two Popes / “Два Папы” Фернанду Мейреллиша
Лучшие разговоры о вечном
Третий фильм Netflix в этом материале основан на реальной истории передачи престола Папой Бенедктом XVI действующему Папе Франциску. Католическая церковь тогда погрязла в скандалах: от коррупции в банке Ватикана до многолетней истории про священников-педофилов. Решать ситуацию пытались по разному: Бенедикт следовал привычному укладу, Франциск предлагал реформы.
Почти весь фильм состоит из диалогов двух Пап, которые придерживаются разных взглядов практически по всем вопросам, но уважают друг друга и искренне верят в Бога. А скрашивают все это драматичные флэшбеки из неоднозначной биографии Франциска, фитнес-трекер, который символично говорит Бенедикту и всей церкви, что они “остановились, нужно продолжать движение”, и актерские работы Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса.
The peanut butter falcon / “Арахисовый сокол” Тайлера Нилсона и Майка Шварца
Самый добрый фильм
“Арахисовый сокол” — почти бессюжетное Road+Buddy Movie о беглецах, что отправляются на поиски лучшей жизни: больной синдромом дауна Зак — в школу рестлинга своего кумира Соленого Рэднека; Тайлер — в другой штат, где можно ловить больше рыбы и катать туристов на лодке; Элеонор — от лицемерного и глупого босса туда, где она действительно нужна.
История получилась живой. И актер с синдромом Дауна Зак Готтзаген, и, погрязший в скандалах, но уверенно восстанавливающий карьеру, Шайа ЛаБаф, и Дакота Джонсон, что чередует сильные проекты с очередными “Оттенками” — все будто живут на экране. Это чувствуется, и это прекрасно. Миру очень не хватает таких добрых и светлых лент.
Doctor sleep / “Доктор Сон” Майка Флэнегана
Стивен Кинг года
Фанаты и критики писали, что продолжение “Сияния”, которое Кинг написал в 2013-м году — еще один ненужный сиквел. Тем не менее, Warner Bros. решили, что это отличная основа для экранизации, а режиссер Майк Флэнеган увидел возможность “подружить” романы с культовым фильмом Кубрика.
Получилась крепкая история, которая не перегружена многочисленными месседжами, а просто рассказывает об особенных детях и охотниках за “Сиянием”. Хотя и здесь встречаются мысли о таблетках и гаджетах, что притупляют “особенность”.
Иголка отличного зрительского проекта в бочке отвратных экранизаций Кинга, которые наводнили кинотеатры в 2019-м.
“Верность” Нигины Сайфуллаевой
Лучший российский фильм
Нигина Сайфуллаева написала главную историю последнего Кинотавра, на котором больше всего внимания получили ленты о семье, измене и женщине в этой системе. Секс в российском кино был уже давно, но не был таким честным как в “Верности”. Дело не в том, что показывать на экране (по уровню шока балабановскую бутылку перепрыгнуть непросто), а в том как и для чего: иногда — суматошно, зажато, нелепо; иногда — чувственно, с жаром и запотевшими стеклами.
Лента не без огрехов: местами вопросы возникают и к актерам, и к истории, и к диалогам. Несмотря на это, “Верность” остается главным российским фильмом на границе российских табу и европейской открытости — как и Калининград, в котором живут герои, город где-то между.
Специальные номинации — картины вне основной десятки
Лучший мультфильм:
How to Train Your Dragon: The Hidden World / “Как приручить дракона 3” Дина ДеБлуа
Идеальное завершение трилогии о том, как вместе уживались викинги и драконы.
Лучший сериал года
Chernobyl / “Чернобыль” Йохана Ренка
Что бы на федеральных каналах не говорили о пластиковых пакетах и “очернении советского народа”, после сериала HBO люди стали носить цветы к памятникам “Чернобылю” и интересоваться историей трагедии.
Сам проект же затмил финал “Игры престолов”, что говорит многое о его качестве и зрительском интересе.
Формат года — сериал с сериями по 10 минут
State of the union / “Семейный брак” Стивена Фрирза
Британский сериал о супругах, которые в течении 10 недель встречаются за несколько минут до визита к семейному психологу и обсуждают свой брак, брекзит, черно-белые фильмы и другие случайно всплывающие темы.
Киллер-фичи — серии по 10 минут и озвучка от Татьяны Лариной и Михаила Шаца.
Приз за эстетику
Atlantique / “Атлантика” Мати Диоп
То, что отличает «Атлантику» — удивительная эстетика во всем: от большинства кадров до саундтрека, от маяка-башни до людей-проводников между духами и любимыми.
До красоты истории нужно докопаться через тернии предыстории ленты и почти незначительных диалогов, из которой понятно, что любимый оставил главную героиню и в шторм поплыл в Барселону, чтобы найти лучшую жизнь без нее.
Красоту визуальную видно и на постере, и в отдельных кадрах, и даже в названии.
Подписывайтесь на “Культурное кино” в Telegram, Yandex Zen, и Medium