Лицо Вовки искривилось от неудовольствия. А причина проста - парень увидел технику, на которой ему предстояло работать на одном из месторождений Нижневартовского района. Это был старенький бульдозер ДТ-75 1980-х годов. Ему как молодому и неопытному начальство дало старую машину. Ведь рухлядь и сломать не жалко.
"Зато я работаю в "Лукойле"", - подумал Вовка.
Его путь в трактористы "Лукойла" был прост. Парень вырос в селе на Тамбовщине, где царила безработица. Родители вкалывали на фермера, а Вовка им помогал. Потом ПТУ на тракториста и армия. Деревенский парнишка попал в танковые войска, служил мехводом на Т-72, дембельнулся младшим сержантом. Вернулся домой и снова окунулся в сельскую безнадегу, из которой был один выход - вахта на Северах.
Ударили морозы под - 40, металл скрипит, машины едва заводятся, техника не выдерживает. А люди работают. Иваныч, самый старший из трактористов, стал учить Вовку.
"Всегда имей при себе запасные траки и весь набор инструментов. Поддерживай тепло, бери н/з, батареи, говори всем куда едешь. На Севере не так как в Тамбове", - учил Иваныч.
А Вовка делал вид, что слушал, и надеялся на удачу. В "танках" же как-то справлялся. Правда, там экипаж три человека, бревно самовытаскивания есть и инструменты.
Как-то Вовке предстояло ехать за 50 километров на дальний куст. Иваныч, чуя беду, положил парню запасные траки, инструменты и термос с чаем. Пригодилось!
Утро, мороз крепчает, в тайге -45, чистый снег искрится каждым изумрудом, на улицу нос страшно высунуть - замерзнешь. А Вовка по просеке ведет свой ненавистный ДТ-75. Осталось еще 30 километров. И машина встала. У трактора на морозе лопнул металл и отлетела левая гусеница.
"Мать-перемать!" - закричал Вовка. В кабине жарко, он свитере. Как был в нем, так и выскочил на улицу. Сразу окоченел и быстренько обратно. Оделся, осмотрелся и обнаружил парочку запасных траков, а с ними кувалдочку и еще кое-что полезное.
"Спасибо тебе, добродетель", - подумал Вовка и взялся за дело.
Парень отчаянно махал кувалдой по пальцам и тракам, чиня гусеницу. Старый еще советский трак со скрипом входил в гусеницу из 90-х. Вовке стало жарко от работы, захотелось есть. Он с нежностью вспомнил армию и восстановление гусеницы у Т-72. Да, там их было трое, а команде всегда легче. Спустя 1,5 часа Вовка починил гусеницу. Все, можно ехать.
Отмотал он еще десяток километров, и снова проблема. Пытаясь улучшить обзор, парень надавил на ветровое стекло, и оно вылетело. Но! Эх...советское качество. Державшееся на "соплях" современного ремонта стеклышко, выпущенное еще до рождения Вовки, не разбилось. Парнишка с матюгами вставил его обратно. А есть ему хотелось страшно. В кабине отыскался термос с чаем, а к нему - пара бутербродов. Вовка снова мысленно поблагодарил спасителя. Поел и в путь.
До куста он добрался без приключений. На месте вахтовики ему поведали историю про тракториста, который так и не приехал. В дороге у него "полетел" трак на новеньком ВТ-150, а на улице под 50 мороза. Трак-то он починил, но встал "движок". Замерз мужик, а жаль.
Вовка вернулся на базу и рассказал все Иванычу. Тот лишь улыбался с довольным видом и про себя радовался, что перед поездкой проверил старый бульдозер до винтика, подлатал немного двигатель и снабдил парня необходимым. Тот замерзший его другом был.