Найти тему

Любовь в искусстве Сальвадора Дали

Оглавление

Сальвадор Дали раскрывал тему любви с помощью разных приемов. Испанский художник-сюрреалист использовал мифологию, науку, библейские сюжеты и, конечно, личный опыт. Вдохновляясь своими нередко противоречивыми чувствами, он воплощал образ любви в разные периоды жизни. В этой статье вы найдете подборку таких работ.

«Атомная Леда», 1949 г.

-2

Сальвадор Дали изображал свою любимую жену Галу (при рождении — Елена Дьяконова) множество раз. Одна из таких работ — «Атомная Леда». В ней буквально святая Гала, похожая на мифическую, религиозную героиню, предстает в образе богини Леды. Она обнажается перед вожделеющим ее Зевсом — он перевоплотился в прекрасного лебедя.

Вдохновленный своей возлюбленной Дали подписывал такие работы не только своим, но и ее именем. «В основном твоей кровью, Гала, я рисую свои картины», — писал он о любимой музе.

Гала и Дали были в официальном браке с 1958 по 1982 год, а в 1934 году у них была гражданская церемония
Гала и Дали были в официальном браке с 1958 по 1982 год, а в 1934 году у них была гражданская церемония

Композиция «Атомной Леды» интересна тем, что богиня ничего не касается: ни пьедестала, ни лебедя, ни воды, ни берега. Так Дали, увлекавшийся наукой, обращался к актуальному в то время вопросу атомной физики: а возможно ли вообще соприкосновение двух вещей?

«Агония любви» («Единорог»), 1978 г.

-4

Уже в названии этой работы Сальвадор Дали указывает на неоднозначность любви. Двойственность переносится и в технику исполнения: справа можно видеть более яркие и четкие элементы — стена с отверстием в форме сердца и стекающая по ней капля густой крови, а также обнаженная девушка, которая лежит на полу, закрывая лицо так, что зритель не может догадаться о ее чувствах. С левой стороны картины изображение более двухмерное, а идеально прямые лучи солнца и линии горизонта создают атмосферу гармонии и размеренности.

Немного позднее Сальвадор Дали использовал этот сюжет в своих скульптурах (1984 г.)
Немного позднее Сальвадор Дали использовал этот сюжет в своих скульптурах (1984 г.)

Копьеобразный рог мифического животного, символизирующего девственность и целомудрие, уверенно проходит сквозь сердцевидное отверстие кирпичной стены. Но это действие остается загадочным и неоднозначным: является ли оно воплощением трудности любви и силы, которую он дает людям, или указывает на потерянность и отчаяние влюбленного?

«Адам и Ева», 1984 г.

Скульптура была задумана Дали еще в 1968 году, за 16 лет до ее первого экземпляра
Скульптура была задумана Дали еще в 1968 году, за 16 лет до ее первого экземпляра

В этой скульптуре Дали обращается к классическому библейскому сюжету — истории о первых людях, сотворенных Богом. В саду Эдема Ева предлагает Адаму попробовать запретный плод, яблоко с древа познания добра и зла. Влюбленные поддаются влечению, не думая в этот момент, что они будут изгнаны из рая за свой грех.

-7

Змей, находящийся посередине и сворачивающийся в форму сердца, символизирует как дьявола, так и любовь, которая навсегда останется с ними, несмотря на последующие трагические события. 

«Трилогия любви», 1976-1977 г.

Серия из трех графических работ относится к позднему творческому периоду художника. Сальвадор Дали создал свою трилогию, когда ему было 72 года (он уже более сорока лет влюблен в жену Галу). Главная идейная особенность работ — обращение к вечной любви с ее опасностями и радостями. Дали словно раскрывает перед зрителем секреты главного человеческого чувства. В названиях картин также прослеживается тематическая завершенность: «Обещание любви» — «Принц любви» — «Вечность любви».

Автор: Виктория Маслова