Найти тему

Текст о русском Я

Я добрался (причем абсолютно случайно, настраивая приставку Smart TV) до фильма "Текст" и очень приятно удивлен. Настолько, что скорей всего куплю и прочитаю книгу, Глуховский уже за фильм заслужил мое полное уважение. "Метро 2033" было очень мощным выстрелом в свое время, но все-таки некой такой подростковой историей. Боевая фантастика про постапокалипсис, в то время очень многие болели и грезили подобным. Это было очень интересно читать (ну я и сам тогда был подростком, что уж), но не очень интересно перечитывать спустя годы или рекомендовать знакомым. Собственно, первая обложка ярко обозначала, что и как ждать от книги.

Первая обложка метро 2034
Первая обложка метро 2034

Потом пошел вал продолжений и подражаний, которые особо не делали славу автору, усугубляя впечатление "еще одной русской боевой фантастики". Причем зря, так как в книге все-таки были моменты и философии, и размышлений, и социального, в которых был хороший потенциал. И безумно приятно увидеть, как он все-таки раскрылся в "Тексте".

В фильме очень интересно наблюдать за столкновением двух полярных ментальностей, представленных в современном российском обществе.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ

Главный герой, сын учительницы, которого всю жизнь учили: надо поступать правильно и справедливо и все будет хорошо. И который именно так и поступал. Именно эта линия поведения и приводит его к столкновению с своим зеркальным двойником и 7 годам в тюрьме. И даже после выхода оттуда она не приносит ему никаких вознаграждений и бонусов. Та, ради которой он пожертвовал собой, даже не признает пользу его жертвы, как и его самого. Он ей не нужен, как и всему окружающему миру. Все, что готова предложить ему реальность (и помочь с этим) - возможность побега. В старом квартире никого нет. Даже заповедная комната мертвой матери оказывается безжизненно пуста. Его стиль поведения ничего не создал и не оставил.

Зеркальный же двойник, молодой и наглый силовик, в начале кажется хозяином жизни, про которого сам фильм говорит - его учили брать все себе и не париться. Но на деле оказывается, что его реальность тоже пуста и так же в какой-то степени клетка. Он не сумел заниматься тем, чем хотел, ему сложно быть с тем, кого он любит и ему сложно решиться на
важное решение о создании своей жизни. Его реальность вроде бы наполнена, но наполнена она фейками. Отец любит, но не его самого, а как сына, который будет делать, что скажет. Он должен защищать людей, но на самом деле сам представляет для них опасность. Его девушка любит его, но он не решается создать с ней семью. А к той, к кому его подталкивают создать семью - не любит. Даже решение посадить главного героя - не оказывается настоящим и вызывает переживания и сожаления! Собственно, его любовь, простая девушка из Минска - единственная настоящая вещь в его жизни, которая так же становится интересом и мотиватором главного героя.

Но самое интересное - оба в итоге погибают из-за своих действий. Ни одна из таких полностью противоположных линей поведения не смогли выдержать проверку жизнью. Стремление поступить правильно, как и стремление только брать и подавлять приводят к взаимной смерти. И в этом Глуховский очень круто подписывает приговор двум сторонам современной ментальной модели - гибель, пусть и с разницей в несколько дней.

Почему гибель? Потому что оба персонажа так и не отваживаются на самое главное - быть в этом бешеном водовороте настоящими, быть собой! Они не выбирают и не живут ради себя. Они прячутся за двумя вроде супер разными философиями, которые за них решают, что и почему им делать, но обе эти философии - просто картонные маски. И обе эти маски не имеют шанса на жизнь.

Мы сможем быть и построить нормальную жизнь только тогда, когда отринем старые модели поведения ( и ту, и другую герои произведения просто перенимают от родителей, они - наследие прошлого) и создадим свои, которые будут отталкиваться от нашего я, а не чего-либо другого. И за эту мысль, за это тонкое, своевременное улавливание реальности -"Текст" безусловно заслуживает уважения и внимания.

Телеграмм