Найти тему
Мир моих увлечений

Притяжение Вторжения: что не так с российской фантастической дилогией?

Фёдор Бондарчук – личность в нашем кинематографе известная. Пожалуй, это один из немногих российских режиссёров, стабильно выдающих масштабные и довольно качественные проекты. Дебютировав с весьма спорным фильмом "9 рота", Бондарчук поставил масштабную экранизацию книги братьев Стругацких "Обитаемый остров". Картина, состоящая из двух полнометражных фильмов, провалилась в прокате и получила низкие оценки как критиков, так и зрителей. Однако лично я тепло отношусь к "Обитаемому острову". Меня зацепили масштабные для российского кино съёмки, интересный стиль подачи и сама история, которая в чём-то оказалась даже лучше варианта, предлагаемого нам первоисточником. Отдохнув несколько лет, Бондарчук вернулся в большое кино в 2013-м со "Сталинградом", ставшим настоящим хитом проката: лишь 4 года спустя его рекорд по сборам был побит. Эту ленту в нашей стране тоже принято ругать, однако безудержного хейта в её сторону я не разделяю. Фильм не кричал о том, что он правдив, это просто боевик в сеттинге Сталинградской битвы, где все персонажи вымышлены. На Западе подобные фильмы снимают ежегодно.

Выпустив очередную военную картину, Бондарчук решил вернуться к фантастике, жанру, который в нашей стране до сих пор находится в состоянии поиска верного направления. Трейлеры "Притяжения" интриговали и обещали по-голливудски красивую картинку, масштабные сцены столкновения пришельцев и людей, а также закрученный сюжет с любовной линией. В итоге получилось то, что получилось. Отличная даже по мировым меркам компьютерная графика в фильме присутствовала, но лишь в нескольких сценах, минут на 15-20 в общей сложности, может быть. Никакого толкового противостоянии людей и пришельцев мы не увидели, если не считать довольно эпичной, но короткой стычки – внимание! – гражданских и инопланетян. Военные за весь фильм так ни разу ни в кого и не выстрелили. Однако главной проблемой фильма стал, безусловно, его сюжет. И дело не в том, что масштабный блокбастер свели к любовному треугольнику, а в том, что история буквально состоит из глупостей, дыр и косяков. То у нас старшеклассница (которой на вид хорошо за 20) рассекает по Москве за рулём внедорожника, то, опять же, школьники проникают в больницу и самостоятельно производят переливание крови, а уж про прогулки по закрытой территории, патрулируемой военными, и говорить не хочется. В фильме очень много подобных моментов.

-2

Я могу долго ругать "Притяжение", однако при всех своих недостатках оно мне нравится. В картине есть кое-какая атмосфера, новизна и необычность. В конце-концов, действительно интересно наблюдать за инопланетным вторжение в декорациях Москвы, а не какого-нибудь Нью-Йорка. Дизайн корабля, всевозможные фишки с водой, банальный, но довольно важный подтекст – всё это в "Притяжении" есть. Добавляет шарма отличная техническая составляющая: операторская работа, эффекты и саундтрек в фильме просто шикарны. Одна сцена падения НЛО только чего стоит. Пусть сценарий "Притяжения" и хромает на обе ноги, но фильм, безусловно, способен зацепить. По крайней мере, на тот момент он был практически уникальным. Создателям удалось нагнать интригу, создать ожидание.

-3

Нужен ли был сиквел "Притяжению"? Нет. Да, подвязочка для него присутствовала перед самыми титрами, но история выглядела завершённой. Однако так получилось, что фильм отлично собрал в прокате, покорив отметку в миллиард рублей и окупившись втрое. И вот, спустя 3 года, в кинотеатры вновь возвращается Фёдор Бондарчук с лентой "Вторжение". Мертворождённой и дважды убитой. Кто и как её убил – расскажу чуть позже, для начала небольшая справка.

-4

Действие "Вторжения" разворачивается в 2019-м году, примерно через 2-3 года после событий 1-й части. Земляне, к которым в руки в предыдущем фильме попали инопланетные технологии, настряпали множество спутников и окружили ими Землю, чтобы не пропустить возможное возвращение пришельцев (к сожалению, это не единственная общность "Вторжения" и бездарного сиквела "Дня независимости"). Юля (Ирина Старшенбаум) живёт под неусыпным контролем со стороны спецслужб и постоянно принимает участие в различных экспериментах, цель которых – разобраться, что за таинственный браслет перенёс на её руку пришелец. Артём (Александр Петров) поймал инсульт и в весьма потрёпанном состоянии пребывает в тюрьме, пока однажды его не приводят в секретную лабораторию, чтобы продвинуться в опытах над Юлей. Хэкон\Харитон (Риналь Мухаметов) 2 года пролежал в капсуле восстановления близ Земли, после чего тайно (просто отключив один из спутников) возвращается на Землю за любимой. В тот же день, когда он приходит к Юле, к нашей планете прилетает ещё один инопланетный корабль, уже гораздо больше первого. Цель вновь прибывших инопланетян – Юля. Оказывается, девушка обладает какой-то невероятной силой, отчего её просто необходимо уничтожить. И вот тут начинается основное действие, которое я вам спойлерить не хочу.

-5

Пожалуй, я начну с плюсов фильма. 1-й – это, безусловно, визуал. Бюджет "Вторжения" возрос вдвое относительной "Притяжения", поэтому компьютерная графика даже для 2020-го года выглядит хорошо. Сцена погони, огромный корабль в космосе, бой с вертолётом, затопление Москвы – всё это выглядит очень сочно. Также видно, что многие сцены снимались на натуре. Операторская работа, как и в 1-м фильме, находится на высшем уровне. 2-м достоинством картины можно назвать ту часть сценария, которая связана с армией России. Удивительно, но все действия военных в фильме показаны довольно правдоподобно и... интересно. Кому-то это всё может показаться пропагандой ВС РФ, но я считаю, что без таких подробностей невозможно снять хоть сколько-нибудь реалистичный фильм про инопланетное вторжение. Кому всем этим заниматься, как не военным. 3-е и, наверное, последнее достоинство картины – сюжетная линия Артёма. Как ни странно, но Александр Петров в этом фильме не раздражает, а неплохо отыгрывает пусть несколько странный, но очень интересный образ. Арка его героя действительно вызывает интересе, а сам он – сопереживание. Мне было очень любопытно смотреть на развитие их взаимоотношений с Юлей. Меня действительно тронуло то, как он её всё-таки любит.
Из достоинств фильма можно вспомнить ещё актёрскую игру. Олег Меньшиков не растерял своей харизмы, Петров, как было сказано, перестал кричать, а Старшенбаум наконец-то успокоилась, отчего её героиня стала похожа на нормальную девушку. В фильме стало больше юмора, часть из которого по-прежнему связана с героем Риналя Мухаметова. Шутки забавные, но не более, однако одна из них заставила меня действительно рассмеяться.

-6

Пожалуй, это все плюсы данного фильма. Теперь поговорим о его проблемах. Похоже, со сценариями Бондарчук работать так и не научился. И если в 1-м фильме огорчали глупые моменты, то "Вторжение" вводит в замешательство своим повествование. Примерно в середине фильме я вдруг поймал себя на мысли, что не понимаю, зачем вообще пришельцам нужна Юля? Откуда они узнали, что земляне слишком далеко зашли в своих исследованиях? А если и узнали, то в чём опасность? Не прилети они – Юля бы и не узнала о своих новых возможностях. Хорошо, раз она так опасна, что они даже прислали для её уничтожения большой корабль, то почему тогда они стараются сделать это так ненавязчиво? Избежать жертв? Пришлите на капсуле ещё одного такого вот Хэкона, он незаметно подойдёт к ней в толпе и воткнёт нож в спину! Да, я знаю, что подобные моменты есть практически в любой боевой фантастике. Пришельцы всегда хотят, чтобы люди их победили, иначе и сюжет не построить. Но вот здесь мы и переходим к следующей проблеме фильма. Он не знает, чем является. Для серьёзной фантастики сюжет слишком наивен, да и любовная линия выглядит лишней. А для развлекательного блокбастера "Вторжение" слишком скучное. Да, тут больше экшена, чем в 1-й части, однако нет той атмосферы, той интриги, которая присутствовала в "Притяжении". Фильм 2017-го года всё же был не совсем обычным, он имел некоторую самобытность. "Вторжение" же стало уж совсем "голливудским". Если бы не линия Артёма, исход которой был действительно интересен, я бы действительно заскучал. И это на фильме про пришельцев!

-7

Отсутствие самобытности проявляется во всём: эпичный саундтрек в духе 1-й части звучит на фоне лишь в паре эпизодов, остальное – это какая-то современная попса и стандартные духовые инструменты. Вспомните музыку, под которую падал корабль в "Притяжении". Эта сцена до сих пор плотно сидит в моей голове. А что во "Вторжении"? Короткая стычка с вертолётом, конечно, снята шикарно, но на реализм плюёт совершенно. К визуальному исполнению последнего акта фильма у меня нет претензий, но всё это, к сожалению, уже не работает. Масла в огонь подливает и идиотская концовка. Нет, я не про подвязку для гипотетического продолжения, а про саму развязку. Думаю, у тех, что уже посмотрел фильм, она вызвала закономерный вопрос: и всё?

Во "Вторжении" есть один действительно занимательный элемент. Это идея под названием "Люди делают то, что им говорят". Продолжая идею 1-й части, фильм поднимает проблему социальных сетей и гаджетов в нашей жизни. Сделано это действительно необычно, но как-то топорно. В любом случае, огромное спасибо за попытку.

-8

Итак, перейдём к моим тезисам из начала статьи. Кто же это убил "Вторжение", да ещё и 2 раза? А я вам скажу. Сначала сиквел "Притяжения" был убит фильмом "Аванпост". Картина Егора Баранова, вышедшая на экраны в ноябре 2019-го, провалилась в прокате. Ещё бы, ведь государство не поддержало её так же, как "Вторжение", не было и соответствующего пиара. Однако "Аванпост" смог сделать то, что не удалось фильму Бондарчука. Он рассказал действительно интересную (да, не без проблем) и довольно оригинальную историю, показал действительно красивый визуал, огрызнулся действительно драйвовым экшеном и подарил зрителю действительно мощную атмосферу. Фильму от "ТВ-3" удалось усидеть на всех стульях, став и боевиком, и довольно серьёзным фильмом. На его фоне "Вторжение" выглядит копиркой какого-нибудь стандартного голливудского блокбастера с парой собственных идей, но не более того.

-9

2-й раз, судя по всему, "Вторжение" убивают прямо сейчас. Делает это комедия "Холоп", собирающая бешеную кассу (на момент написания статьи уже больше 1 млрд рублей). Конечно, фильм Бондарчука отобьёт производственный бюджет, однако приблизиться к успеху "Притяжения" ему уж точно не удастся. И тут мы переходим к тому, почему я назвал "Вторжение" мертворождённой картиной. После того негативного сарафана, что имела 1-я лента, как-то наивно было полагать, что сиквел повторит успех "Притяжения". Не так уж он был нужен.

-10

Что же можно сказать в итоге? В 2017-м году "Притяжение" смогло серьёзно повлиять на отечественный кинематограф, показав, что мы тоже можем снимать блокбастеры. И мне нравится этот фильм, несмотря на всю кривизну его сюжета. Он был чем-то новым, чем-то запоминающимся. А вот его сиквел получился абсолютно ненужным. Да, это не самый плохой фильм, в нём очень красивая картинка, хорошие актёрские работы, хоть какой-то, но всё же сюжет, серьёзный социальный подтекст и сносные персонажи. Но этот фильм гораздо "попсовее" 1-й части. Он уже не стесняется копировать голливудские ленты. Кому-то это показалось шагом вперёд, ведь, если так разобраться, сюжет "Вторжения" имеет меньше дыр и глупостей, чем оный у "Притяжения", однако это полностью ломает атмосферу и отбирает у фильма какой-то национальный колорит, присутствовавший в 1-м фильме. "Вторжение", по сути, не привносит ничего нового. Просто сиквел ради сиквела. Возможно, с течением времени я поменяю к нему отношение на более тёплое. Впереди ещё "Кома". Однако я надеюсь, что Фёдор Бондарчук сделает верные выводы и продолжит снимать более новаторские и неординарные картины. Где-то краем глаза видел, что он собирался экранизировать "Человека-амфибию". Флаг в руки, Федя, визуализатор вы прекрасный.

Уже посмотрели "Вторжение"? Делитесь мнением в комментариях!