Не так давно писала о необходимости лишения больного дееспособности для решения его социальных проблем.
В том конкретном описываемом мною случае - для установления группы инвалидности.
Писала так, в порядке "апоговорить", просто описывая конкретный случай, конкретную (хотя в общем-то в моей практике достаточно часто встречающуюся) ситуацию, но в ответ получила немало комментариев, в которых мне, мягко говоря, выражали недоверие. Ну что-то типа того, что ересь пишу, работать не хочу и не умею, ничего не знаю и вообще - от медицины коайне далека...
Ни с кем спорить не хочу - ни желания нет, ни времени, да и вообще - Марк Твен ещё, помнится, предостерегал от споров на разных интеллетуальных уровнях, но немного об особенностях работы дементными (дементность - это приобретенное слабоумие) больными хочу всё же рассказать.
Да, если человек жил себе жил, работал, или даже может быть уже на пенсию вышел, был и в себе, и в уме и вдруг, ни с того ни с сего, перенес инсульт или инфаркт, а потом как и полагается в такой ситуации очень долго - не менее 4 месяцев - пробыл на больничном, лечился, лечился и лечился - как того и требует современная медицина и коммунистическая портия , но все равно после всего этого явно сильно недовыздоровел и потому не может работать, то он имеет право на получение группы инвалидности со всеми вытекающими.
И в том случае, если у человека в достаточной мере сохранены интеллектуальные способности, если он достаточно понимает значение своих слов и действий, отдает в них себе отчет и может отвечать и за свои слова, и за свои дела, то проблем с установлением этой самой группы инвалидности будет минимум.
А представьте страшную ситуацию что очень немолодой (это чаще) или может быть даже совсем не старый, еще вполне трудоспособного возраста человек (реже, но тоже бывает, и это еще страшнее) после перенесенного инсульта, или тяжелой черепно-мозговой травмы, или какого-то отравления, или еще чего, внезапно практически утратил разум.
Проходят все сроки определенные нашим законодательством и медицинскими нормами для того, чтобы человек мог восстановиться, родные, близкие и медики сделали вроде бы всё возможное, но не смотря ни на что - результат нулевой. Улучшения практически нет. Всем становится ясно что необходимо установление группы инвалидности. По закону, для того, чтобы это сделать в первую (ПЕРВУЮ!) очередь необходимо заявление больного. То есть человек должен САМ, самостоятельно изъявить желание получить инвалидность и своим языком выскащать это врачу.
И даже, (но это уже потом, чуть позже) желательно собственноручно принести это самое заявление в бюро Медико Социальной Экспертизы (МСЭ). Этого требует закон. Есть желание самого человека - процесс начинается. Если он не может этого сделать - то сложнее. Если больной просто нетранспортабелен, но при этом в достаточной мере сохранил ясность ума, то его родные могут пригласить домой нотариуса и оформить доверенность на ведение дел - объем этой доверенности может быть разный, но уже с этой доверенностью тому, на кого она была оформлена, нужно идти в поликлинику, писать заявление, и дальше уже по личному (с ЛИЧНОЙ(!) подписью больного и приложенной нотариально заверенной доверенностью от его имени) заявлению больного приглашать врачей на дом.
Это общая практика и общие требования. И этим, как мне неоднократно "тыкали" в комментариях, действительно занимаются терапевты или неврологи. Это для "нормальных" больных. Но с психиатрами все немного по другому.
Потому что у психиатров требования совсем другие. И комиссия тоже совсем другая... Отдельная от общего бюро.
И если больной самостоятельно изъявить желания получить группу инвалидности не может - то здесь начинается ад.
Вернее нет, совсем не так, ад начинается намного раньше, когда человек заболевает, но вот здесь начинается другой уровень ада. Следующий круг, более глубокий.
Если человек так и не смог восстановиться, если он остался жить "растительной" жизнью, если он толком не узнает родных и близких, не понимает что-где-и-кто-как, и даже минимально не в состоянии обслуживать себя, а значит не может и самостоятельно изъявить желания установления группы инвалидности, это за него должен сделать кто-то, официально имеющий на это полномочия. Официальные. Официальные, это значит закреплённые законом. Обычно этот человек - опекун. Официально назначенный в установленом законом порядке.
А для того, чтобы кого-то назначить опекуном, гражданина, утратившего интеллект, необходимо в судебном порядке лишить дееспособности и признать недееспособным. Да, именно через суд. Это первый шаг. А потом, когда суд изучит дело, документы, назначит судебно-психиатрическую экспертизу, изучит её результаты, и в конце-концов признает больного недееспособным, то есть не способным понимать свои действия и отвечать за них и вынесет свое решение, начинается второй этап - установления опеки. То есть кто-то должен принять на себя ответственность за всё, связанное с больным, пока он жив.
И в условиях нашей, провинциальной жизни, когда суд у нас в соседнем городке, а специальное (психиатрическое) бюро МСЭ - вообще в столице региона - это все занимает немало воемени и, надеюсь, понимаете что совсем не облегчает процесса. Хотя именно наше, психиатрическое, бюро - самое человечное, и это не только мое мнение, это мнение многих из тех, кто до нас с другими бюро столкнулись.
Читая комментарии я искренне завидую тем, кому удалось установить группу инвалидности явно недееспособному больному " просто так", без признания его недееспособным и установления над ним опеки, практически сразу после выписки из стационара, для меня лично это значит только одно - "законы до вас не дошли!" (если что, то это отчасти сарказм, отчасти зависть, отчасти "восхищение" местной организацией здравоохранения).
У нас же с соблюдением законности, даже иногда увы в ущерб больному, строго...