Наш сайт | Сообщество вконтакте
Бизнес-план представляет собой подробно расписанную программу, в которой отражены все важные моменты для бизнеса: от финансовых вложений и затрат до методик привлечения клиентов. Каждый форум, который предлагает будущим предпринимателям различные бизнес-идеи, настоятельно рекомендует начать с составления бизнес-плана. И не просто так. Бизнес-план позволяет выявить перспективы и риски будущей деятельности, оптимизировать работу уже действующего бизнеса и вывести его на новый уровень конкурентоспособности, клиентоориентированности, доходности и производительности.
При всей важности бизнес-плана многие решают не обращать на него должного внимания, оставляя ему незначительное место либо не оставляя его вовсе. Результат такого отношения приводит к потере значительных денежных сумм, большого количества ошибок в расчетах, появлении излишек, возникновении недостач и убытков.
Важно помнить, что хороших идей можно придумать десятки и даже сотни, но не каждая из них действительно принесет ее создателю успех, ведь успех создается не фантазиями и предположениями, а упорной работой и точными, иногда даже дотошными расчетами.
Из чего состоит бизнес-план
Грамотное составление бизнес-плана начинается с изучения его составных частей. Каждый из них затрагивает какую-либо сторону хозяйственной и коммерческой деятельности и каждый будет подразумевать безотлагательное решение целого ряда задач.
Любой бизнес-план должен включать в себя следующие блоки:
- Вводная часть – описание идеи и концепции
- Описание ассортимента (товары, услуги)
- Анализ рынка
- Маркетинг
- План производства
- План организации
- Финансовое планирование и бюджетирование
- Ожидания, риски, перспективы
Что нужно для начала составления бизнес-плана
Перед началом создания бизнес-плана предприниматель должен изучить немало информации о том направлении, что он выбрал. При этом важно разобрать тонкости создания бизнес-плана, из каких блоков он состоит и что каждый из них в себя включает.
В составлении плана сильно помогают мнения экспертов, какие-то пособия, печатные издания. Но лучше остальных помогает опыт. Если будущий предприниматель знает ту деятельность, в которой собирается работать, изнутри, то он очень быстро может определить ее сильные и слабые стороны. С опытом ему проще будет проанализировать рынок и оценить будущие перспективы и риски.
Полезным будет изучение такого метода стратегического планирования, как SWOT-анализ. Он позволяет оценить внутренние и внешние возможности предприятия на основе составления объемного и объективного изображения будущего бизнеса. Это изображение, как правило, состоит из следующих частей:
- Strengths
Затрагивает плюсы будущей деятельности и реализации (товара, услуги, изготовленного продукта). К ним могут относиться низкая себестоимость, высокая окупаемость, ликвидность, инновационный характер, повышенный спрос, красивая упаковка и др. - Weakness
Затрагивает минусы будущей деятельности и реализации: нерентабельность аренды, отсутствие доходных торговых помещений, неузнаваемая торговая марка, низкий спрос, высокая конкуренция, избыток предложений и др. - Opportunities
Затрагивает возможности будущей деятельности и реализации: инновационные решения (новейшие материалы, технологии, программы, оборудование), хорошее финансирование, щедрые инвесторы и др. - Threats
Затрагивает риски для будущей деятельности и реализации: плохое экономическое положение страны, тяжелая политическая обстановка, особенности клиентской аудитории и др.
Можно ли и как составить бизнес-план самому
Составить бизнес-план можно как с помощью специалистов, так и самостоятельно. Последний вариант может быть несколько сложным, однако он поможет разобраться в принципах ведения бизнеса и ознакомит со всеми возможными трудностями. Ниже будет представлена пошаговая инструкция, которая поможет составить перспективный бизнес-план.
Вводная часть – описание идеи и концепции
Во вводной части необходимо представить некий проект будущего бизнеса, а именно описать его общую идею и разработать концепцию. Вводная часть должна быть подробной и понятной. Она должна общим изображением будущего бизнеса. Именно вводная часть чаще всего предлагается инвестору для ознакомления с бизнесом, а потому она должна быть хорошо продуманной и отражать такие моменты, как:
- Направление бизнеса
- Целевая аудитория и рынок сбыта (вместе с уровнем покупательской активности и спроса)
- Рентабельность и время окупаемости вложенных на начальном этапе средств
- Описание персонала (должности и обязанности)
- Планируемые показатели эффективности в определенные периоды
Для инвесторов необходимо указать, что они получат при вложении своих средств и что могут потерять.
Описание ассортимента
Важно понимать с каким товаром или услугой предстоит работать, для этого и нужно описать будущий ассортимент. На основе этого описания должен нарисоваться портрет клиента – целевой аудитории. В описании отмечается товарная категория, позиции, себестоимость и розничная цена, предполагаемый оборот. Здесь же следует вывести ценовую политику и описать принципы ценообразования.
Анализ рынка
Рыночная среда – это то, с чем придется работать предпринимателю. Она может предложить бизнесу перспективные возможности или подкинуть большие подводные камни. Чтобы не наткнуться на последние и правильно воспользоваться первыми, нужно описать ситуацию на рынке: соотношение спроса и предложения, уровень конкуренции, покупательская способность и пр.
После подробного анализа следует составить план продаж. План должен состоять из нескольких частей, каждая из которых затрагивает определенный квартал. Это нужно для понимания того, какую выручку при идеальном стечении обстоятельств может принести бизнес.
Маркетинг
Вместе с анализом рыночной среды составляется маркетинговая стратегия. Она создается на основе уже существующих методов маркетинга, которые активно используются конкурентами. Наиболее эффективные можно внести в свою стратегию, однако она должна отличаться некоторыми приемами, которые смогут выделить бизнес среди других.
План производства
План производства составляется теми предприятиями, что собираются начать бизнес в сфере производства. Поэтому данный шаг могут пропустить будущие предприниматели, которые хотят вести деятельность в сфере предоставления услуг или реализации товаров.
Здесь следует указать количество необходимого оборудования, его назначение и порядок внедрения. Также нужно отметить ожидаемую динамику производства и разработать принципы работы отдела логистики.
План организации
Будет затрагивать различные организационные моменты: оформление бизнеса, аренда/покупка помещения, поиск поставщиков, заказ товара, поиск и устройство сотрудников, реклама и пр. Каждый из этих моментов должен быть представлен как в содержательном, так и в финансовом выражении.
Например, при аренде помещения необходимо определиться не только с размером площади и местом размещения, но и со стоимостью самой аренды.
Финансовое планирование и бюджетирование
Здесь расписываются все предполагаемые расходы. Причем описать следует как стартовые вложения, так и ежемесячные расходы. В первые войдут затраты на оборудование, покупку помещения, рекламную вывеску и т. д. Во вторые – аренда (если не совершалась покупка помещения), коммунальные платежи, расходные материалы, товары, заработные платы и т. д.
Ожидания, риски, перспективы
Проанализируйте все составленные выше пункты, изучите еще раз ситуацию на рынке, оцените свой проект. Здесь очень важно быть объективным. Любой бизнес несет какие-то риски и дает какие-то возможности. Всех их следует подробно описать.
Другие статьи:
Бизнес в частном доме – идеи для мужчин
Бизнес идеи для работы в интернете
Бизнес идеи для подростков 17 лет
Какой бизнес можно открыть на 500 000 рублей?
Бизнес идеи 2020 года, которых нет в России
Идеи бизнеса с минимальными вложениями для женщин