В этой статье речь пойдет об автомобиле, который снискал себе неоднозначную репутацию. Кто-то относится к нему, как к ностальгическому символу престижа советского общества, кто-то – как к одному из не очень удачных опусов российского автопрома 90-х, кто-то – совсем негативно, как совершенно неуклюжему, громоздкому и совершенно непрактичному «аппарату». Ну а кто-то – со снисходительным уважением и теплыми воспоминаниями, как о первой любви. К последней категории относится и автор этих строк. А речь пойдет о машине, которую многие запомнили по таким прозвищам, как «Баржа», «Овцебык» или просто «Двадцать девятка», а именно – «Волге» ГАЗ-31029.
Я хорошо помню время, когда эта модель была новой и считалась престижной – в 90-е годы многие ею любовались («Смотри, вон новая 31-я «Волга»!») и мечтали на ней ездить, видимо по инерции советского времени. Однако время было непростое. К 1992-му году ГАЗ остался практически без легкового производства, а грузовые автомобили в том количестве, которое мог обеспечить автозавод, уже были не нужны. Выход напрашивался сам собой – на складах пылились штампы для крупносерийного производства ГАЗ-3102 (которая тогда выпускалась ограниченными сериями), а агрегатная часть ГАЗ-2410 (которую сняли с конвейера как раз-таки из-за критического износа кузовных штампов) вроде как ещё была актуальна… Было принято решение взять кузов ГАЗ-3102 с несколько измененной передней частью и установить в него агрегаты ГАЗ-2410. Таким образом, «скрестив бульдога с носорогом», получили ГАЗ-31029, и легковое производство ГАЗа было спасено. Кроме того, нужны были средства для запуска в производство коммерческой серии «Газель», которых тоже не было. Весной 1992-го года ГАЗ запускает в производство модель 31029, а затем, благодаря трёхсменному графику работы, разгоняет конвейер до 124 тысяч автомобилей в год, что не могло не сказаться на качестве продукции. В итоге, в середине 90-х появляется семейство «Газель», автозавод спасён, чего не скажешь о репутации автомобилей «Волга».
Я сел за руль ГАЗ-31029 уже значительно позднее завершения её выпуска. Машина была 1996-го года выпуска, и на тот момент ей было уже 11 лет. Я многое слышал об этом автомобиле, главным образом, о качестве его изготовления, но в моей семье всегда были «Волги», начиная от легендарной «21-й» и заканчивая «сто пятой» с двигателем CHRYSLER 2.4DOHC, поэтому любовь к «Волгам» была перенята по наследству. Кроме того, моя машина была тщательно отреставрирована моим отцом, братом и мною лично - не было ни одного узла или уголка кузова, куда бы мы не «сунули нос», поэтому была уверенность в ее надежности. Я отъездил на этой машине 8 лет. Что ж, пришло время исповедаться…
Нет ничего более памятного, чем первые километры водительского стажа, особенно на настоящем сухопутном крейсере по имени «Волга». И вовсе не стоит думать о том, что это далеко не самая удачная модель ГАЗа, по сути – 24-я, обычный карбюратор, никакого гидроусилителя руля, архаичные барабанные тормоза (даже спереди)… Но «Волга» - она и в Африке «Волга», зачем ей мощный быстроходный двигатель – на ней нужно ездить плавно, вальяжно. Зато теперь я сам, не понаслышке могу рассказывать байки о легендарной тяге старого доброго 402-го мотора. А он действительно добрый – работает на всём, что похоже на масло, и жрёт всё, что похоже на бензин. Жрёт, правда, немало, но за вышеупомянутые тягу и неприхотливость готов простить ему всё. И не такой уж он тихоходный, как принято считать – машина уверенно «подрывала» со светофора, а по трассе спокойно держала «крейсерские» 110-120 км/ч. Правда, я обычно ездил 90-100 – так можно было уложиться в 9-10 л/100 км при условии деликатной работы с педалью газа. ГУР? Честно говоря, не понимаю целесообразность этого узла на «Волгах». Ну да, усилия на руле практически нет, ну да – гасит вибрации на баранке от неровностей дороги. Но на «Волгах» он шумный и абсолютно лишён обратной связи. На «двадцать девятой» его не было – и тем не менее усилие на рулевом колесе было ощутимо ниже, чем на тех же «Жигулях».
Салон, конечно же, был попроще, чем на более поздних «Волгах». Но зато какой это был салон! Когда мои друзья садились ко мне в машину, у них невольно возникали ассоциации по поводу, так сказать, нецелевого использования пространства салона в обществе представительниц прекрасной половины человечества. Причём у всех! А место заднего пассажира? Комфорту в салоне также способствовала подвеска машины. И пусть сейчас говорят о том, что шкворневая подвеска – это полнейший маразм и пережиток прошлого, о том, как нелегко её ремонтировать, а рессорную заднюю – так вообще «заклюют»… Зато при должном обслуживании (шприцевании) – это реально НЕУБИВАЕМАЯ подвеска, забудьте про вырванные шаровые опоры «Жигулей». А задняя – ну покажите мне ещё хоть одну машину с такой плавностью хода? И ещё такую, в которую можно посадить пять человек, нагрузить полный багажник – и это для нее будет абсолютно несмертельно. Не зря ведь во все времена у «Волги» было два пути – либо в гараж какому-нибудь чиновнику, либо – в таксопарк. Комфорт и неприхотливость этой машины не зря определили ей её место в «табеле о рангах». Да - прожорливая, да – в грязи хуже коровы, но… Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево, как говорится.
Да, недостатки, конечно же, тоже были. И вышеупомянутая проходимость, и износ боковин передней резины (тяжёлая «морда» не любит маневров на скорости), и расход топлива. А ещё – «Волга» не любит тесных парковок. В условиях городского движения габариты машины ничем не отличаются от остальных легковых машин, а вот когда где-то в заставленных машинами дворах нужно развернуться, то невольно завидуешь владельцу «Калины». Впрочем, к этому быстро привыкаешь, а на дороге, как уже говорилось выше, управление «Волгой» ничем не отличается от управления другими машинами.
Что касается качества сборки этой машины… Я думаю, оно было ничем не хуже качества сборки других российских машин того времени. Ну, приходилось вытаскивать двигатель. Раз так пять за восемь лет… Но в основном это было вызвано либо злоупотреблением неприхотливостью двигателя (например, запуски в минус 30), либо моим «криворуким» ремонтом, либо откровенно контрафактными запасными частями. А ещё резонатор редко ходил дольше 30 тысяч… Ну и много всяких мелочей, вроде постоянно засоряющихся нагаром жиклёров в карбюраторе, постоянно нарушающихся контактов в задней светотехнике (хлопнул багажником – пропали «поворотники»), и текущий сальник КПП… Но я нисколько не совру, если скажу, что она ни разу меня не подводила в дороге, во время важных поездок, а если и ломалась, то мужественно терпела до конца пути. Порой мне кажется, что у этой машины была душа.
Но самой большой и неизлечимой болезнью, которой было обусловлено расставание с этой машиной, являлся её кузов. Напомню, перед тем, как я начал эксплуатацию этой машины, она прошла полный капитальный ремонт, включая кузовные работы с полным удалением ржавчины, рихтовкой и покраской. Но недолго «двадцать девятая» блистала чёрным глянцем изящных боковин и крыльев – уже через пару лет начали проявляться первые очаги ржавчины. К сожалению, сделать с этим что-либо сложно – когда вышедший из-под штампов кузовной метал изначально не проходит никакой наружной обработки, никакая грунтовка и краска его не спасут. Да и заводская покраска тех лет была весьма посредственной – как признавались ветераны автозавода, краской и грунтовкой для одной машины красились две. Эх, излюбленные интимные места «Волги» - передние крылья, пороги, нижние кромки дверей… Характерный «волговский» недуг не обошёл стороной и мою машину. Помечтав о новом кузовном железе, я окончательно расстался с иллюзиями, когда в очередной раз залез под машину и увидел очаги ржавчины уже на задних лонжеронах (!), аккурат под серьгами рессор. Одно дело, когда гниёт обвес, и совсем другое – когда начинают гнить силовые элементы. Не скрою, это был непростой шаг, но я расстался с «Волгой» по-варварски – она пошла на утилизацию, попутно оказав последнюю услугу: она поспособствовала скидке на мой новый автомобиль. Вот так я предал первую любовь…
С тех пор прошло уже пять лет, но завидев на дороге «двадцать девятую», я с ностальгией вспоминаю свою машину, и, думаю, не только у меня возникают такие ассоциации. Можно по-разному говорить о «Волге», но тот, у кого она была, в любом случае найдёт у неё с десяток достоинств. В конце концов, она не виновата в том, «что родилась в России».