Сегодня я хочу отправиться в Сибирь, к ездовым собакам. Меня там ждет встреча с хаской Беринг. Надеюсь, она расскажет о себе и своих собратьях много интересного.
- Беринг, как же у вас здесь холодно. Как вы живете в таких условиях?
- Очень хорошо живем. Шерсть у нас густая, теплая. Мы как в шубу одеты. Зарываемся в снег и там спим. До -25С нам на улице комфортно, а если мороз посерьезнее, хозяева пустят нас в юрту, к огню, греться.
- Беринг, а для чего вы здесь? Развлекаете хозяев, чтобы им было не скучно?
- У нас ответственная работа – мы ездовые собаки. Чукчи специально выводили нашу породу, сейчас названную Сибирский хаски, из местных собак. Им нужны были выносливые псы, не боящиеся холода, умеющие работать в упряжке и не сбиваться с пути. Мы с удовольствием питаемся сушеной рыбой, а иногда самостоятельно ходим на охоту.
Мир узнал о нас, когда из Сибири стали массово вывозить пушнину: людям нужен был транспорт, нести на себе ценные тушки по глубокому снегу было очень тяжело. Сначала нанимали местных каюров, а потом учились и сами.
- Беринг, а как вы попали в Америку?
- Северная Америка сравнительно недалеко от российского севера, американцы часто навещали наши края, незаконно охотясь на китов и тюленей. Они видели, как легко с нашей помощью преодолевать сложные маршруты. Поэтому, когда на Аляске началась «Золотая лихорадка», у них уже было готовое решение, кто будет перевозить им грузы.
В 1908 году нас привезли на новый континент. Американцы постоянно во всем соревнуются, вот и нас стали использовать в гонках на собачьих упряжках. Правила придумали, описали все детально. Мы в этом не разбираемся: нам важно движение, скорость, ветер в лицо, - все, что дает ощущение свободы.
В Америке мы набирали популярность, а в России с приходом Советской власти про нас стали забывать, успешно заменяя авиатранспортом и мото-санями. Последние десятилетия интерес к хаски все больше растет, благодаря снятым о нас фильмам и отказа от использования вертолетов в Сибири. Летают они теперь редко, дорогие в обслуживании, а мы доставим почту и грузы в любую погоду.
- Беринг, вы настоящие герои!
- Нет, Муля, мы просто выполняем свою работу. Вот Того и Балто были героями. На Аляске есть город Ном, где зимой 1925 года разразилась эпидемия дифтерии. Нужно было срочно доставить сыворотку, но арктический шторм перекрыл дорогу аэропланам. Сыворотку перевезли до Ненаны поездом, осталось преодолеть 1085 км. до Нома. Для этого задействовали 20 погонщиков и около 150 собак.
Хозяин Того, норвежец Леонард Сеппала, должен был вести упряжку на самом трудном участке пути. Стоял тридцатиградусный мороз, и Леонард, желая сократить время, повел собак по льду залива Нортон. Вскоре случилось то, чего все боялись: лед вокруг упряжки треснул, и все оказались на льдине.
Долго дрейфовали по заливу, пока не появилась возможность вылезти на цельный лед. Полтора метра воды не остановили Сеппалу и Того. Они пытались притянуть остальных собак ближе к себе, но упряжь соскользнула в воду. Смелый пес прыгнул за ней и сумел подтянуть льдину так, чтобы все собаки смогли перебраться на твердую поверхность.
Они прошли почти без перерывов 418 км., но преодолеть последние 125 км. собаки уже не смогли: они были без сил, у десятилетнего Того отнялись лапы.
Финальный участок проделала упряжка Гуннара Каасена, тоже норвежца. Вожаком был молодой пес Балто, что не помешало ему не сбиться с пути, когда хозяин потерял сознание от холода, и доставить спасительную сыворотку в Ном.
Лекарство замерзло, но его можно было использовать. Эпидемию остановили, а то, что сделали собаки и люди назвали «гонкой милосердия».
Мы машем лапой сибирским хаски, а вы не забудьте почитать мои интервью с другими замечательными собаками.
Поделитесь в комментариях, слышали ли вы про Того и смотрели ли мультфильм про Балто?