Найти тему
Ветер истории

Восстановление судостроения на ЧСЗ после Гражданской войны

Продолжаем серию статей, посвященных Черноморскому судостроительному заводу. С 1922 года завод назывался «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина», с 1924 г. Бадина исчез из названия. В народе говорили просто «завод имени Марти».

Черноморский флот после Гражданской войны предстояло восстанавливать практически с нуля. Кроме эсминцев и «Эльпидифоров» в наследство от Российской империи советской власти достались и недостроенные корабли более крупных классов. И если в отношении судьбы спущенного на воду «Императора Николая I», переименованного в «Демократию», особых разногласий не было: четвертому черноморскому линкору предстояла разделка на металлолом, – то в отношении крейсеров типа «Светлана» имелись иные мнения. Состояние их было различным.

Легкий крейсер «Красный Кавказ» в 1940 г.
Легкий крейсер «Красный Кавказ» в 1940 г.

«Червона Украина» и «Красный Кавказ»

Частая смена власти и сопутствующие этому потрясения и разорение сказались на судостроении Николаева самым прямым образом. Во время Гражданской войны флаги над зданием городской думы сменялись с причудливой быстротой. Ни одна из энергично толкавших предшественницу в спину властей не обращала на судостроительные заводы почти никакого внимания. Общий интерес вызывали только способные к самостоятельному передвижению корабли. Лишь недостроенный эсминец «Цериго» белые с трудом довели до пригодного состояния, но лишь только для того, чтобы увести его вместе с другими кораблями Черноморского флота за границу.

«Адмирал Нахимов» на заводе «Руссуд» после спуска на воду, 1915 г.
«Адмирал Нахимов» на заводе «Руссуд» после спуска на воду, 1915 г.

Похожая судьба, очевидно, ждала и головной крейсер, заложенный в 1913 г. в Николаеве, – «Адмирал Нахимов». Доведенный почти до 70% готовности, корабль в конце концов попал в руки белых и при их отступлении из Николаева был отбуксирован в Одессу, с дальнейшим намерением использовать его как транспорт. Однако и «жемчужину у моря» войскам Врангеля вскоре пришлось покинуть, а лишенный хода «Адмирал Нахимов» в феврале 1920 г. бросили на отмели. Плавсредств не хватало даже для эвакуации личного состава, и буксировка крейсера оказалась технически не осуществимой. В феврале того же года крейсер вернули в Николаев, где поставили на прикол до лучших времен.

«Червона Украина», 30-е гг.
«Червона Украина», 30-е гг.

В апреле 1923 г. на заводе имени Андре Марти и Луи Бадина (фамилия последнего из названия предприятия исчезнет в следующем году) начались работы по достройке крейсера «Адмирал Нахимов» по первоначальному проекту с внесением ряда поправок и изменений. Крейсер, переименованный в «Червону Украину», вошел в состав Черноморского флота в 1927 году. Корабль благополучно дослужил до Великой Отечественной войны и принял участие в обороне Одессы. 12 ноября 1941 г. в Севастополе в стоявшую у Графской пристани «Червону Украину» попали две немецкие авиабомбы, причинив кораблю серьезные повреждения. На следующий день 13 ноября его отбуксировали в Южную бухту, где он затонул. После окончания Великой Отечественной войны крейсер в 1947 г. подняли, отремонтировали и превратили в корабль-цель.

«Червона Украина», поднятая в Южной бухте, 1947 г.
«Червона Украина», поднятая в Южной бухте, 1947 г.

Второй корабль серии, доведенный до высокой степени готовности, «Адмирал Лазарев» было также решено достроить. Третий и четвертый черноморские крейсеры «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин», чья завершенность по корпусу составляла 30–40%, простояли все эти годы на стапеле, и от их дальнейшей достройки отказались. Вступление в строй их более удачливого собрата «Адмирала Лазарева» было достаточно долгим и тернистым, впрочем, как и его непростой спуск на воду, который несколько раз переносили (корабль застрял на стапеле).

С мая 1916 г. «Адмирал Лазарев» достраивался на плаву в акватории завода «Руссуд», где его и застала революция. В меньшей степени готовый, нежели его старший собрат, он не так сильно привлекал внимание часто сменяющих друг друга «гостей города», каждый из которых объявлял себя законной властью. Готовность «Адмирала Лазарева» к началу 1918 г. оценивалась в 50–55%.

Занятие Николаева войсками кайзеровской армии ознаменовалось частичным разграблением и вывозом некоторого смонтированного на крейсере оборудования в Германию. Представителей гетмана Скоропадского, хозяйничавших в тени немцев, судостроение не интересовало. Для Вооруженных сил Юга России «Адмирал Лазарев» также оказался бесполезен. Ржавеющий корабль с захламленными внутренними помещениями простоял на приколе вплоть до начала 20-х гг., когда советской властью было принято решение о его достройке.

Однако за границей к тому времени уже вовсю началось строительство «вашингтонских» крейсеров, являвшихся плодом одноименного международного соглашения. Их главный калибр достигал 203 мм, и достроенный по первоначальному проекту «Адмирал Лазарев» выглядел на их фоне откровенно слабым. И если что-то кардинально менять в гораздо большей степени готовом «Адмирале Нахимове» было уже непродуктивно и слишком затратно, то его систершип решено было перестроить по усовершенствованному проекту с заменой главного калибра на более мощные стволы.

Крейсер «Красный Кавказ», середина 30-х гг. (на заднем плане 
линкор «Парижская Коммуна»)
Крейсер «Красный Кавказ», середина 30-х гг. (на заднем плане линкор «Парижская Коммуна»)

Окончательное решение о достройке крейсера было принято в 1924 году. Проект о перевооружении корабля более мощными 203-мм орудиями (их должны были демонтировать с готовящихся к утилизации на Балтике других кораблей) был готов к 1926 г. В декабре 1926 года «Адмирал Лазарев» переименовали в «Красный Кавказ», а в следующем 1927 году поставили в плавучий док для очистки днища. Работы на корабле велись невысокими темпами – одновременно кроились и перекраивались проекты по его перестройке и достройке.

В процессе эволюции идей и концепций от «форсированного» варианта перевооружения на 203-мм орудия отказались в пользу подоспевших новейших 180-мм артсистем, которые было решено разместить в башенных установках. Сильно уже затянувшиеся и вялотекущие ремонтно-восстановительные работы были в полном объеме возобновлены в 1929 году. Крейсер «Красный Кавказ» достраивался на заводе имени Андре Марти в тесной кооперации с другими предприятиями Советского Союза. Завод «Большевик» изготавливал 180-мм орудия, в ведении Ленинградского металлического завода находились башни главного калибра. Окончательно «Красный Кавказ» был подготовлен к вступлению в строй к началу 1932 г. и тем самым явился последним военным кораблем, пополнившим ВМФ СССР, чье строительство началось еще при Российской империи.

«Красный Кавказ» в плавучем доке во время ремонта в Поти, 1942 г.
«Красный Кавказ» в плавучем доке во время ремонта в Поти, 1942 г.

Карьера крейсера оказалась весьма насыщенной. В отличие от «Адмирала Нахимова» он прошел всю войну. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в доставке туда подкреплений и средств снабжения, в эвакуации раненых. Во время проведения Керченско-Феодосийской операции. 4 января 1942 года «Красный Кавказ» был серьезно поврежден в результате налета немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и поставлен на ремонт в Поти. В апреле 1942 г. за боевые заслуги корабль был удостоен звания Гвардейского. В феврале 1943-го крейсер обеспечивал высадку десанта у поселков Южная Озерейка и Станичка. После войны, в 1947 году, переклассифицирован сначала в учебный корабль, а потом в корабль-мишень. Потоплен в результате испытаний самолета-снаряда «КС-1» в ноябре 1952 года.

Завод имени Андре Марти расширяет производство

Советский флот нуждался в пополнении новейшими кораблями: нужно было всё и в короткие сроки. Важное место в только формирующейся отечественной военно-морской доктрине, имевшей, в силу крайней скромности наличных ресурсов, сугубо оборонительный характер, занимали подводные лодки. В них испытывали потребность не только восстанавливаемые Балтийский и Черноморские флоты, но и планировавшиеся к усилению морские силы на Дальнем Востоке и Севере.

К концу 1920-х гг. завод имени Андре Марти уже имел определенный, еще дореволюционный, опыт постройки подводных лодок. Кроме минного заградителя «Краб» проекта инженера Налётова, постройка которого началась в 1909 году, уже во время Первой мировой войны завод, тогда еще «Наваль», получил заказ от морского Министерства на четыре подводные лодки, являющиеся развитием балтийского проекта «Барс». В октябре 1915 года были заложены «Буревестник», «Орлан», «Пеликан» и «Лебедь». Они имели водоизмещение 650/790 тонн и были вооружены четырьмя 450-мм торпедными аппаратами, одним 75-мм, одним 37-мм орудиями и пулеметом «Максим». До революции флоту был сдан только «Буревестник», впоследствии уведенный в Бизерту. Остальные три лодки были затоплены белыми при отступлении.

Имелся у завода опыт и в строительстве, вернее в сборке подводных лодок типа «АГ». Теперь же советский флот нуждался в субмаринах новых проектов, отвечающих времени и уровню развития современной техники. Морская программа, принятая в 1926 году, предусматривала строительство серии больших дизель-электрических подводных лодок для Балтийского и Черноморского флотов. Задание на проектирование первых после Октябрьской революции субмарин получило КБ Техбюро №4 Балтийского завода. В начале 1927 г. проект был утвержден.

Уже в марте того же года на Балтийском заводе состоялась закладка первых трех лодок I серии типа «Декабрист». 14 апреля 1927 года еще три субмарины II серии были заложены на заводе имени Андре Марти в Николаеве. Они получили названия «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». В серии подводные лодки были обозначены Д-4, Д-5 и Д-6. Это были крупные для своего времени корабли водоизмещением 933/1333 тонн, оснащенные десятью 533-мм торпедными аппаратами, одним 102-мм и одним 45-мм орудиями. В качестве силовой установки надводного хода использовались два 1100-сильных дизеля Коломенского завода – аналоги немецких, производимых известной «MAN». Часть оборудования также была закуплена за границей. В 1930 г. все черноморские подводные лодки вступили в строй и впоследствии приняли участие в Великой Отечественной войне. Войну пережила только Д-5 «Спартаковец». Д-4 погибла от глубинных бомб в 1943 г., Д-6, находившаяся в ремонте в доке Севастополя, была взорвана в конце июня 1942 г.

Подводная лодка Д-4 «Революционер» с визитом в Стамбуле в 1933 г.
Подводная лодка Д-4 «Революционер» с визитом в Стамбуле в 1933 г.

Конец 20-х гг. ознаменовался не только первыми успехами в советском судостроении, но и созданием ряда смежных производств, в частности судовых дизелей. Для заложенного в 1925 г. первого советского танкера «Эмбанефть» в качестве судовой энергетической установки использовались дизеля швейцарско-немецкого концерна «Зульцер» мощностью 1400 л.с. Но закупать двигатели за границей было дорого, тем более что потребность в них была достаточно велика. В 1931 г. на заводе Андре Марти было налажено производство малооборотных дизелей мощностью 1400 л.с., как писала заводская газета, «дизель системы „Зульцер”» для строящихся танкеров по проекту «Эмбанефть». В 1929 г. завод вошел в объединение предприятий под названием Судотрест.

Продолжение следует…

Предыдущие статьи серии «Черноморский судостроительный завод»:
Развитие ЧСЗ в первые годы Советской власти
Кораблестроение на ЧСЗ в начале XX века
Черноморский судостроительный завод: основание и первые корабли

Эта статья на Военном обозрении.