Махачкала – действительно уникальный город. И локация «Северный Кавказ» столице теплого и гостеприимного Дагестана даже немного не подходит. Какая же Махачкала северная, если почти все 365 дней в году в приморском городе светит солнце, а теплое течение бухты Каспия только подогревает и без того мягкий климат. Гулять в Махачкале можно в любое время года – всегда комфортно, а осенью, если честно, в особенности. Морская влажность сводит на нет все поползновения близкой зимы. Махачкалинцы уверены, что в их городе зимы как таковой не бывает: только лето и осень, плавно переходящая в весну.
Добравшись до центра города, ты оказываешься в окружении экскурсионных автобусов, минибусиков и комфортабельных автомобилей и их владельцев-гидов. Экскурсии отработанные, очень интересные, стоит взять хотя бы трехчасовое автопутешествие по Махачкале для знакомства с очаровательным городом.
Но есть в Махачкале несколько особых, удивительных мест. Чтобы познакомиться с душой и сердцем Дагестана, стоит пройтись пешком, не покидая центра. Просто заворачивая внутрь махачкалинских кварталов.
Завтрак у Расула Гамзатова
Ничем не хуже, чем завтраки у Тиффани – поверьте на слово! У дома-кафе нет внешней вывески и рекламы, просто заверните во двор дома №2 по проспекту Расула Гамзатова и нажмите кнопку звонка на воротах. А дальше… Дальше вас ждет любимый кофе дагестанского поэта, сваренный на овсяном молоке. Завтрак же подадут в любой комнате его дома – каждый уголок особнячка восстановлен до мелочей, интерьеры середины ХХ века были весьма колоритными. Можно посидеть в креслах кабинета или расположиться на диванчике перед ломберным столиком, можно комфортно разместиться в столовой, где собиралась шумная многочисленная семья народного поэта. Расул Гамзатов прожил здесь всего 10 лет, однако этот дом, купленный на Сталинскую премию, – сам по себе легенда. Здесь собираются поэты и литераторы, художники, прикладники, просто любители камерных посиделок. Если повезет и вы попадете на литературное утро, то услышите стихи Гамзатова в оригинале на аварском и на русском в переводе лучших поэтов.
Дом с атлантами
Местные историки сломали не один десяток копий в спорах о первоначальном владельце небесно-голубого дома, балконы которого держат самые что ни на есть натуральные атланты. Точно известно, что построен этот шикарный дом, занимающий целый квартал города, в середине XIX века. Часть здания занимали хозяева, часть использовалась под сдачу внаем чиновникам высокого ранга. Судя по внешнему виду «дворца», жить здесь мог позволить себе далеко не каждый. Дом с атлантами настолько часто переходил из рук в руки, что первоначальные сведения о его застройщике и владельце утеряны… Здание и сегодня заставляет замирать перед своим величием. Несмотря на лепнину, атлантов и колонны – исключительная гармония! А вы не стесняйтесь, смело толкайте тяжелую дубовую дверь! Внутри – музей «Дагестанский аул», его экспозиции ответят на все ваши вопросы: «Почему в Махачкале так трепетно относятся к русской учительнице?», «Как 38 этносов и более чем 100 наций и малых народов оказались связаны одним словом «Дагестан»? И «Что, собственно, такое Дагестан?».
Не первый рынок
Действительно, городской рынок под №2 – первая торговая достопримечательность Махачкалы. Говорят, что рынков в городе 16 и все они официально пронумерованы. Но второй – самый старый и самый колоритный. Бродить по торговым рядам, общаться, спрашивать и пробовать все, что предлагают, – обязанность каждого гостя Махачкалы. Большая часть национальных продуктов неизвестна путешественнику. Пока не попадете на рынок, ни за что не узнаете, что такое урбеч и ореховая трава, не проникнетесь вкусами горных сыров, твердых, как камни, и нежных, как инжирное варенье. Не ощутите восхитительного вкуса сушеного на мятных полях мяса и вяленого в полыни курдюка. Не будет в вашей жизни соленого фенхеля и каперсов, съедобных бус из кизила и свежайших беличьих орешков. И много еще будет «не», если не запланируете прогулку по самому яркому и громкому, гомонящему десятками разных языков, ароматному и сытному базару. Тем же предстоит знакомство с сотнями городских котиков – живых, упитанных и очень игривых.
Белое озеро
Совершенно пресное озеро Ак-Гёль – на берегу соленого Каспийского моря. Атмосферное место! Имя озеру дали кумыки – одна из многочисленных народностей Дагестана, единственная, чей язык относится к тюркской группе. Еще в XVIII веке кумыки занимались на озере рыбным промыслом и прославили уникальное место тем, что «из него везли пресную рыбу, выловленную в соленом море». Сегодня это озеро – украшение одного из спальных районов дагестанской столицы. Сезон работы аквапарков на берегу уже завершен, в распоряжении туристов уникальная парковая зона, чистейший воздух, национальная еда в прибрежных кафе и полезное ничегонеделание. Высший кайф! А поскольку вы уже были в «Дагестанском ауле», вы знаете историю грандиозного памятника русской учительнице на берегу Белого озера. В начале ХХ века среди народов Дагестана не было общего языка общения, языков и наречий было более сорока. В 1925 году в республику приехали 30 девушек – учительниц русского языка. Так русский языком стал межнационального общения народов Дагестана, сегодня это единственный язык, который понимают все народности республики.
Покорение Тарки
Обязательный пункт знакомства с Махачкалой – гора Тарки тау. Лицо обдувает ветерок, ты стоишь на вершине горы и чувствуешь себя королем Мира, который перед тобой как на ладони. Ну или королем Махачкалы: с горы дагестанская столица у твоих ног. Погода почти всегда великолепна, город виден весь, с его высотками и частным сектором, пляжами и портовыми кранами, пятачком Белого озера и шпилями маяков. По ровным стрелам улиц, ведущих к морю, проносятся автомобили, над городом кружат чайки… Ехать на Тарки тау лучше всего к вечеру и дождаться, когда небо внезапно станет темно-синим, море – почти черным, а озеро – молочно-белым. Солнце на прощанье польет горизонт огненным лучом. И в это время иллюминацией вспыхнет Махачкала. Одновременно! Тысячами огней!
Столица Дагестана отсчитывает свою историю с 1857 года. Тогда на стратегически выгодном участке взгорья Анджи-Арка была заложена крепость Петровск, позволявшая контролировать караванный путь на Дербент. После того как на берегу Каспийского моря появилась удобная рукотворная гавань, значение города возросло. Он превратился в крупный логистический узел, связанный по морю с Баку и Владикавказом. Нефтяной бум начала XX века дал толчок развитию промышленности.
«Если бы не было самолетов, не было бы и меня – поэта», – говорил Расул Гамзатов. Свое первое стихотворение прославленный литератор сочинил под самым ярким впечатлением детства: мальчик впервые увидел самолет, летевший над аулом. Восторг от летящих стальных птиц и от возможности увидеть мир с высоты остался у Гамзатова на всю жизнь.