В этот раз изменю традиции и начну с несмешной байки:
Студент музыкального училища жалуется своему сокурснику, что не успевает в срок выполнить домашнее задание - сочинить вальс. Товарищ даёт совет: "Возьми вальс нашего преподавателя и перепиши его задом наперёд". Студент грустно отвечает: "Уже пробовал, получился вальс Штрауса".
Ухо современного человека привыкло к "дурной схеме", выработанной в течении XIX века: обязательного наличия в музыкальном произведении некоего мотива, который можно потом насвистеть, и аккордов его поддерживающих. Принципиально отличается от этого многоголосная барочная музыка. Техника ракохода, применяемая, Иоганном Себастьяном Бахом, как раз и подразумевает проведение темы с начала в прямом, а потом в обратном направлении. Наиболее известны Canon a2 из "Музыкального приношения" и ракоходные эксперименты в последнем шедевре композитора - "Искусстве фуги".
Вольфгангу Амадею Моцарту, как и Йозефу Гайдну, была хорошо известна ракоходная техника. В качестве примера можно привести зеркально-ракоходный канон из цикла "Четыре канона для двух скрипок" (К.V. Anh, 284 dd). Канон записан Моцартом на одном нотном листе таким образом, чтобы два исполнителя, стоя друг против друга, могли играть его с двух сторон (от начала к концу и от конца к началу). Вплоть до XX века этот канон оставался самым крупным и продолжительным из всех примеров на ракоход, существующих в истории музыки - 75 тактов.
Композиторы-романтики видимо посчитали эту технику "только забавной", "слишком заумной" и практически не применяли в своих сочинениях. С романтиками покончил ХХ век, когда одним из лидеров музыкального мира стал Пауль Хиндемит. Его творчество является вершиной в развитии немецкой ветви западноевропейской музыкальной культуры. В двадцатые годы прошлого столетия Хиндемит, под девизом "Долой романтизм", переходит к сложному контрапунктическому стилю, пишет множество инструментальных сочинений, полностью проявивших его художественную оригинальность. Так в альтовой сонате (op. 25 № 1) композитор разбивает все структурные догмы мелодического движения помещением элементарных интонаций в сложные метрические условия, постоянным противоборством ритма и метра, рисунка и фразировки.
Итак, четвёртая часть сонаты: "Темп бешеный. Красота звука – дело второстепенное". Своего рода предтеча гитарных соло рок-музыки:
В 1927 году Хиндемит для музыкального фестиваля в Баден-Бадене написал десятиминутную одноактную оперу-скетч "Туда и обратно" (Hin und zurück). Представление начинается со сцены мирного утра двух супругов, далее следуют сцены ревности, убийства жены, выноса её тела и самоубийства мужа. После этого сюжет развивается в обратном порядке, заканчиваясь счастливым концом. Так же написана и музыка. Её можно играть как слева направо, так и справа налево.
Но наиболее глубокий эксперимент с музыкальной симметрией Хиндемит поставил в сложнейшем фортепианном цикле "Ludus tonalis". Произведение состоит из двенадцати трёхголосных фуг, соединенных интерлюдиями и обрамлёнными прелюдией в начале и постлюдией в финале. По сути, прелюдия и постлюдия это один и тот же музыкальный материал, повернутый задом наперёд и вниз головой. Если сыграть прелюдию, а затем перевернуть ноты на 180 градусов и сыграть снова, то получится постлюдия.
В в Фуге № 3 цикла композитор устанавливает виртуальное "зеркало" посередине. Дойдя до центральной точки, фуга разворачивается и звучит в обратном порядке. Момент этого "разворота" прекрасно слышен. Цитирую Лялю Кандаурову:
... тяжёлый и ясный полифонический материал этой очень медленной фуги, накапливаясь и разрастаясь, как ветвистое дерево, вдруг проясняется, и в одном из голосов абсолютно отчетливо звучат три восходящие ноты. С этого момента все музыкальные события проходят в обратной перемотке: тело фуги будет постепенно скручиваться, словно исчезая в воронке, пока не сойдёт на нет. Эти три восходящие ноты, звучащие в момент остановки перед тем, как "время пойдёт назад" ("Ля", "Си", "До" в русском обозначении), в европейской музыке читаются как начало алфавита: A – B – C.
Несмешная байка была в начала статьи, но тема обязывает! Поэтому по традиции закончим анекдотом, на этот раз в стиле "назад в будущее":
Моцарт обладал богатым чувством юмора. В одном из произведений, которое называлось "Музыкальная шутка", предполагалось высмеять деревенский оркестр. В этом сочинении в каденции скрипки звучит целотонная гамма, в нём имеются также параллельные квинты, запрещённые всеми установленными правилами. Пьеса завершается кульминацией, звучащей одновременно в нескольких разных тональностях.
В наше время эти гармонии уже не кажутся странными. Целотонная гамма является составной частью и существенным элементом французского импрессионизма. Композиторы, пишущие в стиле неоклассицизма, используют параллельные квинты. Одновременная игра в разных тональностях получила научное название политональность. Моцарт в своих самых смелых мечтах, конечно же, не мог предположить, что его невинная шалость полтора века спустя станет серьёзным пособием для других композиторов.
При подготовке статьи использованы материалы книг Лидии Решетняк "Восемь очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства" и Ляли Кандауровой "Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику".
Дорогие читатели канала, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся КАТАЛОГ публикаций.