6,6K подписчиков

Когда в твоём доме играет музыка, но ты её уже не слышишь

253 прочитали

Исчерпав себя в жанре подросткового фэнтези, в 2012 году Джоан Роулинг пишет откровенно посредственный детективный роман "Случайная вакансия".

Провалы и натянутость сюжета с лихвой компенсирует крайне депрессивный финал: похороны главной героини - Кристал Видом, покончившей жизнь самоубийством. Траурная церемония превращается волей автора в сюрреалистическое представление.

Вместо привычных похоронных мотивов, из церковных динамиков вдруг звучит сингл барбадосской певицы Рианны "Umbrella", записанный при участии американского рэпера Jay-Z.

Многие решили, что это досадная накладка; Говард и Ширли обменялись возмущёнными взглядами, но никто не подумал отключить звук или извиниться перед прихожанами. А песню уже продолжил мощный чувственный женский голос:
... You had my heart,
and we'll never be worlds apart
Maybe in magazines,
but you'll still be my star ...
Прихожане тоже потянулись к дверям, стараясь не пританцовывать...

От литературного примера к реальной жизни.

В 2018 году умерла американская соул-певица Арета Франклин.
Её похороны представляли из себя настоящий концерт с участием звёзд мировой величины, таких как
Стиви Уандер и Фэйт Хилл. Присутствовал бывший президент США Билл Клинтон с супругой и другие знаменитости.

Панихида продолжалась почти восемь часов с песнями, танцами и весёлыми шутками. Особенно запомнилось собравшимся выступление Арианы Гранде, исполнившей песню Франклин "You Make Me Feel Like A Natural Woman".

Смелое траурное платье актрисы и финальные игривые "обнимашки" с ведущим шоу - преподобным Чарльзом Х. Эллисом III - вызывают по меньшей мере удивление.

Некоторое время назад мир простился с итальянским композитором Эннио Морриконе. По сообщениям СМИ, прощальная церемония прошла в узком семейном кругу под музыку покойного из фильма "Миссия".

И это не единственный случай, когда композитора провожают в вечность под его собственную музыку.

Последнее своё крупное сочинение Игорь Фёдорович Стравинский называл "карманным реквиемом". Это девятичастное произведение для контральто, баритона, хора и камерного оркестра было создано им в 1966 году.

Несмотря на то, что Requiem Canticles ("Заупокойные песнопения") был написан 84-летним композитором фактически на финише своего творческого пути, он впечатляет современным прочтением и мудростью
концепции. Произведение создавалось не для церковной службы, а "для себя". Так и получилось. Именно Реквием звучал под сводами Собора Святого Марка в Венеции в день похорон композитора.

Вечером в 9 часов 24 минуты 4 ноября 1847 года остановилось дыхание Феликса Мендельсона. Через несколько дней гроб в Церковь Святого Павла в Лейпциге понесли его друзья-композиторы: Игнац Мошелес, Нильс Гаде и Роберт Шуман - с правой стороны, Мориц Гауптман, Фердинанд Давид и Август Риц - с левой.

В соборе были торжественно исполнены хоралы из оратории Мендельсона "Павел", а по пути в него скорбно звучал "Траурный марш" си минор из пятой тетради "Lieder ohne Worte" ("Песни без слов").

В оригинале эта пьеса написана для фортепиано, но, думаю, звучал оркестровый вариант.

Также оркестровая версия третьей части Второй фортепианной сонаты си-бемоль минор (не менее знаменитый "Траурный марш") звучала на кладбище Пер-Лашез в Париже октябрьским днём 1849 года. Хоронили её автора - Фридерика Шопена.

По последней воле композитора известные оперные артисты того времени исполнили "Реквием" Вольфганга Амадея Моцарта.

"Реквием" Луиджи Керубини звучал по время погребения Людвига ван Бетховена 29 марта 1827 года.

Джоаккино Россини в завещании обозначил предельные расходы на свои похороны суммой не более 2000 франков.

Церемония прощания в ноябре 1868 года превратилась в концерт без оркестра, в котором приняли участие сотни певцов из парижских театров. Прозвучали фрагменты из произведений Никколо Йомелли, Джованни Баттиста Перголези, Людвига ван Бетховена и самого усопшего.

На выходе из церкви оркестр Национальной гвардии среди прочего исполнил "Молитву" из оперы Россини "Моисей в Египте".

Расходы на церемонию проводов Антона Брукнера взял на себя муниципалитет Вены. В три часа дня 14 октября 1896 года катафалк с телом композитора двинулся по направлению к Карлскирхе.

Перед церковью прозвучали хоровые произведения Брукнера, Иоганна Хербека и Франца Шуберта, а Венский филармонический оркестр под управлением Ганса Рихтера исполнил Адажио из Седьмой симфонии покойного.

Симфония написана под влиянием Рихарда Вагнера, которого Брукнер называл не иначе, как Мастер. Во время создания симфонии он получил известие о тяжёлой болезни Вагнера:

... мне стало очень грустно, я подумал, что Мастеру осталось недолго жить: так мне пришло в голову Адажио в до-диез миноре ...

Вторая весть - о смерти великого композитора - поразило Брукнера в самое сердце:

... и тут я плакал, о как плакал - и только тогда я написал Мастеру настоящую траурную музыку.

Катастрофа начинается с отметки 19:15. После ослепительно- торжественной кульминации, когда создаётся полное ощущение того, что ничего тёмного и плохого никогда не было в прошлом и не может быть в будущем - врывается трагическое настоящее. Глубокий мрак и бездна горя интонируется сумрачно-приглушённом квинтетом туб.

Звучит эпилог-эпитафия памяти Вагнера. В скорбном оцепенении развёртывается печальная тема, пока рыдания не прорываются наружу во внезапном вскрике валторн.

На этом всё. Аминь.

Траурная подборка.

Не могу изменить традициям. Несмешная байка:

Однажды дирижёр Отто Клемперер сердито прервал репетицию оркестра и воскликнул:
- Вторая труба - слишком громко!
На это откликнулся первый трубач:
- Извините, второй трубы ещё нет!
- Тогда передайте ему, когда он появится!

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.