В истории Христианской Церкви действительно можно проследить самые разные формы перстосложения для нанесения на себя крестного знамения. В далекой древности было одноперстие, в настоящее время наиболее распространено троеперстие, сохраняется также более древнее двуперстие. Кроме этого в древности было осенение себя всей ладонью — пятиперстие (как знак пяти ран на Теле Христовом), которое сохранилось в нынешнее время в римокатоличестве.
Сто касается Руси, то у нас издревле знаменовали себя двумя перстами , такая форма крестного знамения пришла на Русь с Византии. В 16-м веке на Руси становится все более распространенным троеперстие и при патриархе Никоне оно получает официальный статус. То есть, патриарх Никон не вводил его, а только узаконил, отменив двуперстное знамение.
Ну, а теперь, более подробно о крестном знамении.
Когда впервые в христианском мире появилось крестное знамение, неизвестно. Известно лишь, что уже ранняя христианская письменность зафиксировала его наличие. Тертуллиан (жил о втором веке — начале третьего) пишет следующее: «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение».
В своем увещании к христианке, собравшейся замуж за язычника, писатель описывает самые разные неудобства, связанные с вероисповеданием и среди прочих указывает на крестное знамение: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?». Живший также в III веке священномученик Ипполит Римский, описывая литургическую жизнь ранней Римской Церкви, пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением».
Но значит ли это, что только в III веке сформировалась такая традиция? Анализируя синагогальное богослужение времен Иисуса Христа и апостолов, сопоставляя ветхозаветные тексты с новозаветными, можно предположить, что традиция крестного знамения возникла уже во времена самих апостолов. В то время на богослужении был обычай наносить на лоб имя Божие в символе согласно откровению пророка Иезекииля (Иез.9,4).
На лоб наносились две буквы алфавита, первая и последняя «Алеф» и «Тав». Эта символика говорила что Бог есть Вечный, Всемогущий и Вездесущий. Он объемлет все, все произошло от Него и Он — полнота всего. В Откровении Иоанна Богослова несколько раз встречается фраза: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». В греческом алфавите «Альфа» и «Омега» - это первая и последняя буквы. То есть здесь такая же символика, как и в синагогальном богослужении.
Там же, в Откровении сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14,1). И еще: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22,3-4). О значимости для христиан Креста Господня, говорит и Сам Иисус Христос, и апостолы: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24).
Эти слова Христовы становятся понятны только в свете Его Крестных страданий. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). Ранняя Церковь много восприняла от своей «прародительницы», от ветхозаветной. Разделение храма на три части, три степени священства, многочисленные элементы убранства храма: кадильница, свечи, лампады, семисвечник и многое другое.
Воспринимая элементы богослужения, ранняя Церковь переняла и знамение Божие на челе. Интересно отметить, то в скорописи буква «Тав» выглядит как наклонный крестик. Церковь переосмыслила древнее начертание, обновила его, преобразовав в знак Креста Господня.
Примерно в IV веке стал распространяться так называемый «широкий крест» - знаменование всего себя Крестом, символическое нанесение Его на все вое тело. И не только свое тело, но и все вокруг освящается этим Знаком. Так говорит об этом святой Ефрем Сирин: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах.
Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом». В это время христиане знаменуются одноперстием. Спустя столетия, в IX веке входит в употребление двуперстное крестное знамение. Дело в том, что еретики-монофизиты «нагрузили» одноперстное знамение новым содержанием для пропаганды своего учения.
Монофизитство в одно время стало настолько распространенным на ближнем Востоке и Египте, что многие национальные церкви отпали от единства в вере. На активную еретическую миссионерскую проповедь православный мир ответил введением двуперстия с глубоким символическим осмыслением этого знака: Два перста, сложенные вместе символизировали двуединую природу Иисуса Христа: божественную и человеческую.
Троеперстие также было широко распространено, как и двуперстие. Оно практиковалось и на востоке, и на западе. Но закрепление этой формы в богослужебном ритуале происходит сравнительно поздно — только в XII веке. Причина закрепления троеперстия подобна и двуперстию: Двумя перстами наносили крестное знамение еретики несториане. Чтобы не смешиваться с ними провозглашается троеперстие для православного крестного знамения.
Что касается «войн» за крестное знамение на Руси, то это, увы, очень печальная история. Увы, но на первое место в духовной жизни выходит обряд. И это черта не только русская, это свойственно и грекам — Константинополь с XV века по турками, качественного духовного образования нет. Увы, но обряд становится выше исповедания веры. Так, Стоглавый собор канонизирует двуперстие, произнося анафему на троеперстников.
Собор 1656 года уже осуждает двуперстников как еретиков. Печальное время. В грекоязычных Церквах на востоке ясно осознавали близость несториан и прочих еретиков и сторонились от них. По этой причине крестное знамение играло в том числе и «сигнальную» роль. Но на Руси ни монофизитов, ни несториан отродясь не было, не от кого было дистанцироваться, и по этой причине реформа знамения была совершенно не понятна.
Вот и получилось, что по причине обрядоверия новое троеперстие было воспринимаемо как ересь, так и ересью никониане назвали и древнее двуперстие.
На поместном Соборе 1971 года Русская Праволавная Церковь поставила точку в этом споре: все дониконовские русские обряды, включая двуперстное крестное знамение, были признаны равно спасительными, как и современными.