Найти тему
Изнанка

Проводница плацкарта о левачестве и конфликтах с пассажирами

По каким трем причинам можно полюбить плацкарт? Пассажиру его не полюбить, разве что какой-то «своей», своеобразной любовью (смеется).

Что входит в обязанности проводника? Готовить вагон к посадке пассажиров (приводить в божеский вид), встречать пассажиров, проверяя документы, уход за гостями вагона (белье, чай, чистота в купе и т.д. и т.п.). Также в обязанности входит следить за показаниями приборов на щите электроуправления, зимой — очистка подвагонного оборудования от снега и льда, размораживание всякого рода дырочек там же, под вагоном. Температура воздуха в вагоне тоже работа проводника — иногда достаточно нажать кнопочку, а порой проводишь весь рейс в котельном отделении по уши в угле.

В общем, за все, что происходит в вагоне, отвечает проводник, кроме качества самого вагона, конечно же. Туда же входят комфорт и безопасность пассажиров.

Ой, чуть главное не забыла. Конечно же, нужно впарить как можно больше чая, шоколада, лотерей и прочей РЖДшной ерунды. Чем меньше продашь — тем большую «похвалу» получишь в конце рейса от начальника поезда. В последние несколько лет эта обязанность чуть ли не на первом месте (смеется).
-2

Какие услуги можно получить от проводника «по-тихому» за щедрые чаевые? Как они левачат? Раньше можно было очень хорошо «заработать»: зайцы, посылки, списанное постельное бельё. Сейчас сесть в поезд зайцем практически невозможно. Правила ужесточили, на дорогах стало очень много всевозможных проверяющих, ревизоров, подставных лиц, а увольняют за такие вещи сразу. Начальника поезда, в котором обнаружили факт передачи посылки или зайку, понижают в должности или даже увольняют. В основном, конечно, обходятся без последнего, но бывают случаи, когда начальство идёт на принцип. А среди старожилов этой профессии ходят истории о том, что бельё, которое выдавали без упаковки (думаю, многие вспомнят это время), выдавалось по несколько раз за рейс совершенно разным пассажирам. Но сейчас такого нет — каждый может быть уверен, что спит на простынке, которая несколько часов назад побывала в прачечной. А чаевые вообще не предусмотрены, нет такого понятия в отношениях «пассажир-проводник»

Сколько времени вы проводите в пути? Хм... тут сложно дать точные данные. Бывает, рейс занимает три дня, потом я три дня отдыхаю. И так целый месяц. Бывает, неделю на колесах. Я могу проездить и месяц, не выходя из вагона. Это зависит от разных факторов, таких как время года — летом к примеру, у меня почти вообще выходных нет, новогодние тоже проходят в пути, а бывает просто зашлют в командировку в другой город совсем на другое направление, там тоже, как правило, около 3-х недель приходится проводить.

Хотя пару раз было такое, что я целый месяц сидела дома. «Перекатала» свои часы за лето, то есть переработала свыше нормы. Осенью все эти часы можно посидеть дома, и это не будет считаться отпуском.

-3

Вагон — довольно ограниченное пространство, а нервы, особенно в жару, наверняка на пределе. Часто бывают конфликты с коллегами или пассажирами? С коллегами бывают небольшие стычки, в основном по ерунде. Бывает, проводники ругаются из-за личной неприязни или каких-либо других проблем в общении друг с другом. Но, как правило, такие стараются не сталкиваться в пути, да и нарядчики (люди, которые записывают в рейсы, отправляют в командировки, считают часы и т.д.) знают о таких случаях и во избежание конфликтов в пути тоже стараются не ставить в один рейс или на соседние вагоны. А с пассажирами я стараюсь не конфликтовать, хотя очень много тех, кто нарывается, пытается обидеть. Некоторые намеренно злят, но обычно удаётся держать над собой контроль.

Бывали случаи, когда вам угрожали, делали непристойные предложения или применяли физическую силу? Да, конечно. Часто сыплются угрозы от лиц, которых приходится ссаживать. Один, как-то раз, догнал поезд, но в пути он или протрезвел, или понял, что неправ и ни одну из своих угроз не исполнил. Я переживала весь оставшийся рейс. Непристойные предложения — неотъемлемая часть работы. Не сказала бы, что каждый рейс слышу, но довольно-таки часто.

Как правило, достаточно простого «нет», но однажды мужчина перешёл границы: захлопнул дверь и начал зажимать меня к стене в служебке, где находится щит. Благо, в углу висели флажки и за стенкой спал напарник — я постучала сильно-сильно этими флагами в стенку, и вся эта неприятная история быстро закончилась.

А если бы не было со мной напарника, как это в основном бывает? Конечно, это вряд ли закончилось бы изнасилованием, так как я подняла бы сумасшедший крик, но пострадать всё же был шанс.

-4

Есть ли в поезде тревожная кнопка, с помощью которой можно вызвать отряд полиции поезда, чтобы усмирить или высадить человека? Увы, нет. Единственная связь в вагоне, когда нет мобильной — рация. Есть она только на штабном вагоне, в котором едет начальник поезда, хвостовом и у машиниста. Соответственно, нужно бежать или на хвост состава, или на штаб, куда ближе. Также есть способ передачи информации «по цепочке». Например, сломался у меня туалет, я пишу эту информацию на бумажке с номером вагона и с пометкой «ПЭМу» (поездной электромеханик — человек, который чинит те или иные вещи в пути следования, если это требуется) и отдаю проводнику в соседний вагон. Он передает в соседний и так далее, пока записка не попадёт к адресату.

Кто, по вашему мнению, самый опасный вид пассажиров? Интересный вопрос. Я боюсь мыслить стереотипно и сказать что-то в стиле «зэк, который только что вышел на свободу» или алкоголик с 52-й полки, но нет, это не так.

Каждый человек потенциально опасен, зэк может оказаться простым мужиком, который хочет поскорее домой, алкаш — обычным забулдыгой, а вот бабушка «божий одуванчик» или её сосед, обычный спокойны студент, носителем какого-нибудь психического расстройства, которое находится в спящем режиме.

Раз уж об этом зашла речь: самое необычное, что вам приходилось наблюдать в тамбуре? Видела очень многое: слезы, разборки, разные проявления любви и страсти, наркоманов с передозом и многое другое, но больше всего удивил совершаемый пассажиром намаз. Мусульмане ездят часто, но их молитву я ни разу не видела, а тут я открыла дверь, а там парень на коврике. Но я сразу закрыла, не стала мешать проведению таинства. Если он решил сделать это в таком неудобном месте, значит это действительно важно.

Понравилась статья? Читайте наши интервью с таксистом и врачом скорой.

-5

Подписаться на Изнанку.