Найти тему
Красраб

Дети до 16 лет не допускались. А как хотелось...

Вспоминаю первые детские впечатления от похода в кинотеатр, когда мама с отцом и мамина сестра Маша, тогда ещё молодые, красивые, здоровые, взяли меня, шестилетнего пацана, с собой на вечерний сеанс.

Кадр из фильма "Преступник и его досье"
Кадр из фильма "Преступник и его досье"

Что там показывали на чёрно-белом экране в красноярском кинотеатре "Ударник", сегодня не помню, да и тогда вряд ли понимал, но знаю, что это было нечто историческое. Родители наслаждались созерцанием зарубежных страстей, а я сладко спал на маминых коленях.

Зато чуть позже, году в 1967-м, мои кинематографические воспоминания уже чётко оформились на длинном немецком детективе "Тени над Нотр-Дам", который мне ужасно понравился. Ещё бы! Таинственные люди в зловещих капюшонах, благородный герой, отважно переплывающий реку под градом пуль стреляющих с моста негодяев.

Увы, видеомагнитофонов не было ещё долго, а повторно фильм показали однажды по телевизору, а так хотелось увидеть "Тени" ещё раз. Удалось это лишь вначале двухтысячных годов. И знаете, разочарован я не был: хорошо скроенный детектив.

Кадр из фильма  "Тени над Нотр-Дам"
Кадр из фильма "Тени над Нотр-Дам"

Прочитал недавно в мемуарах Никиты Михалкова, что он во время службы в армии посмотрел "Тени над Нотр-Дам", а потом морщился от якобы плохо сделанного кино. Ну как же - известный актёр и режиссёр! Конечно, он может высказывать собственное мнение, но мне всё-таки было хорошо.

Вспоминаю, как мама пыталась провести меня в кинотеатр "Мир" на дневной (!) сеанс только что вышедшего на экраны фильма "Братья Карамазовы", но, ох уж это пресловутое "дети до 16 лет не допускаются" - строгая билетёрша не хотела пропускать ни в какую. И ведь не пропустила, хотя, скажите, что там, в этом прекрасном произведении Ивана Пырьева, было запрещённое для восьмилетнего мальчишки?

Кадр из фильма "Братья Карамазовы"
Кадр из фильма "Братья Карамазовы"

В настоящее время существует другие границы дозволенности, которые, благодаря Интернету, похоже, соблюдать не собирается никто. И та же показанная недавно ночью комедия Уильяма Уайлера "Как украсть миллион", шедшая со строгими возрастными ограничениями, сегодня воспринимается вполне спокойно, как и дилогия про "Высокого блондина в чёрных ботинках".

Что мы только ни делали, чтобы проникнуть в кинозал на запрещённый по возрасту сеанс! Однажды, помню, долго-долго стояли с приятелем у входа в кинозал под неусыпным оком контролёрши, не желавшей пускать нас на ужасно "взрослый" арабский фильм "Она и дьяволы". Стояли, канючили, ведь так хотелось посмотреть, что такое загадочная "поножовщина", о которой говорится в анонсе?

Сжалившись, женщина, оглянувшись по сторонам, чтобы никто не заметил, иначе ей здорово попадёт, запустила нас в тёмный кинозал? И что? А ничего особенного...

Пересмотрел фильм спустя десятилетия и убедился: действительно, абсолютно проходной малоинтересный боевик, который второй раз смотреть уже не пойдёшь. Это тебе не яркое, во весь экран, "Золото Маккенны"...

Кадр из фильма "Как украсть миллион"
Кадр из фильма "Как украсть миллион"

Кстати, раз уж зашёл разговор о возрастных ограничениях, то обходились они на самом деле достаточно просто. Мы, мальчишки, прекрасно знали, где на кино "до 16" ни за что не прорваться, а в каком кинотеатре существуют определённые послабления.

Если, скажем, в тот же "Мир" ни за что не пробиться, то ведь существует летняя киноплощадка Юннатов, где пускали на всё. Ну и пусть деревянные скамьи, нет рядом буфета, зато под крышей азартно поют птички, а нам, неизбалованным ещё мягкими креслами и попкорном, было всё равно.

На худой конец был уже упоминавшийся "Ударник", где я посмотрел и очень взрослую "Любовь земную", и чёрно-белый серьёзный югославский детектив "Преступник и его досье", и зубодробительные для того времени румынские "Чистыми руками".

Жена рассказывала, как у них в деревне во время показа "Преступника и его досье" что-то ужасно не понравилось находившемуся в зале честному и авторитетному директору школы, который скомандовал: "Дети, на выход!" И все, удивительно, его послушались. Попробовал бы кто-то приказать подобное сегодня.

Не случайно я упомянул, что "Преступник и его досье" был чёрно-белым. Это ведь была какая-то странная тенденция - лишать зрителей цветных ощущений от увиденного. Так мы остались без яркого цвета и непревзойдённых эмоций в "индейских" картинах "Чингачгук - Большой змей", "След Сокола", "Белые волки", в слёзной трёхсерийной мелодраме Раджа Капура "Моё имя - клоун".

Даже экранизация Бернара Бордери "Три мушкетёра" - и та по велению прокатчиков лишилась красок. Удивительно, как не додумались наши чиновники от кино выпустить на экран в обесцвеченном виде "Анжелику" или "Фантомаса"? Конечно, проглотили бы, но ведь какое бы получилось издевательство над и без того лишёнными многих зрелищ советскими гражданами!

Кадр из фильма "Три мушкетёра"
Кадр из фильма "Три мушкетёра"

И ведь что интересно: в справочниках перечисленные выше фильмы значатся как цветные. Выходит, где-то в Москве или Ленинграде их вполне могли выпустить в естественном состоянии, а вот за Уралом - сойдёт и так? Впрочем, это лишь моё предположение...

Сергей ПАВЛЕНКО.