Вспоминаю первые детские впечатления от похода в кинотеатр, когда мама с отцом и мамина сестра Маша, тогда ещё молодые, красивые, здоровые, взяли меня, шестилетнего пацана, с собой на вечерний сеанс.
Что там показывали на чёрно-белом экране в красноярском кинотеатре "Ударник", сегодня не помню, да и тогда вряд ли понимал, но знаю, что это было нечто историческое. Родители наслаждались созерцанием зарубежных страстей, а я сладко спал на маминых коленях.
Зато чуть позже, году в 1967-м, мои кинематографические воспоминания уже чётко оформились на длинном немецком детективе "Тени над Нотр-Дам", который мне ужасно понравился. Ещё бы! Таинственные люди в зловещих капюшонах, благородный герой, отважно переплывающий реку под градом пуль стреляющих с моста негодяев.
Увы, видеомагнитофонов не было ещё долго, а повторно фильм показали однажды по телевизору, а так хотелось увидеть "Тени" ещё раз. Удалось это лишь вначале двухтысячных годов. И знаете, разочарован я не был: хорошо скроенный детектив.
Прочитал недавно в мемуарах Никиты Михалкова, что он во время службы в армии посмотрел "Тени над Нотр-Дам", а потом морщился от якобы плохо сделанного кино. Ну как же - известный актёр и режиссёр! Конечно, он может высказывать собственное мнение, но мне всё-таки было хорошо.
Вспоминаю, как мама пыталась провести меня в кинотеатр "Мир" на дневной (!) сеанс только что вышедшего на экраны фильма "Братья Карамазовы", но, ох уж это пресловутое "дети до 16 лет не допускаются" - строгая билетёрша не хотела пропускать ни в какую. И ведь не пропустила, хотя, скажите, что там, в этом прекрасном произведении Ивана Пырьева, было запрещённое для восьмилетнего мальчишки?
В настоящее время существует другие границы дозволенности, которые, благодаря Интернету, похоже, соблюдать не собирается никто. И та же показанная недавно ночью комедия Уильяма Уайлера "Как украсть миллион", шедшая со строгими возрастными ограничениями, сегодня воспринимается вполне спокойно, как и дилогия про "Высокого блондина в чёрных ботинках".
Что мы только ни делали, чтобы проникнуть в кинозал на запрещённый по возрасту сеанс! Однажды, помню, долго-долго стояли с приятелем у входа в кинозал под неусыпным оком контролёрши, не желавшей пускать нас на ужасно "взрослый" арабский фильм "Она и дьяволы". Стояли, канючили, ведь так хотелось посмотреть, что такое загадочная "поножовщина", о которой говорится в анонсе?
Сжалившись, женщина, оглянувшись по сторонам, чтобы никто не заметил, иначе ей здорово попадёт, запустила нас в тёмный кинозал? И что? А ничего особенного...
Пересмотрел фильм спустя десятилетия и убедился: действительно, абсолютно проходной малоинтересный боевик, который второй раз смотреть уже не пойдёшь. Это тебе не яркое, во весь экран, "Золото Маккенны"...
Кстати, раз уж зашёл разговор о возрастных ограничениях, то обходились они на самом деле достаточно просто. Мы, мальчишки, прекрасно знали, где на кино "до 16" ни за что не прорваться, а в каком кинотеатре существуют определённые послабления.
Если, скажем, в тот же "Мир" ни за что не пробиться, то ведь существует летняя киноплощадка Юннатов, где пускали на всё. Ну и пусть деревянные скамьи, нет рядом буфета, зато под крышей азартно поют птички, а нам, неизбалованным ещё мягкими креслами и попкорном, было всё равно.
На худой конец был уже упоминавшийся "Ударник", где я посмотрел и очень взрослую "Любовь земную", и чёрно-белый серьёзный югославский детектив "Преступник и его досье", и зубодробительные для того времени румынские "Чистыми руками".
Жена рассказывала, как у них в деревне во время показа "Преступника и его досье" что-то ужасно не понравилось находившемуся в зале честному и авторитетному директору школы, который скомандовал: "Дети, на выход!" И все, удивительно, его послушались. Попробовал бы кто-то приказать подобное сегодня.
Не случайно я упомянул, что "Преступник и его досье" был чёрно-белым. Это ведь была какая-то странная тенденция - лишать зрителей цветных ощущений от увиденного. Так мы остались без яркого цвета и непревзойдённых эмоций в "индейских" картинах "Чингачгук - Большой змей", "След Сокола", "Белые волки", в слёзной трёхсерийной мелодраме Раджа Капура "Моё имя - клоун".
Даже экранизация Бернара Бордери "Три мушкетёра" - и та по велению прокатчиков лишилась красок. Удивительно, как не додумались наши чиновники от кино выпустить на экран в обесцвеченном виде "Анжелику" или "Фантомаса"? Конечно, проглотили бы, но ведь какое бы получилось издевательство над и без того лишёнными многих зрелищ советскими гражданами!
И ведь что интересно: в справочниках перечисленные выше фильмы значатся как цветные. Выходит, где-то в Москве или Ленинграде их вполне могли выпустить в естественном состоянии, а вот за Уралом - сойдёт и так? Впрочем, это лишь моё предположение...
Сергей ПАВЛЕНКО.