Библия, а точнее первая часть - Ветхий Завет (ТаНаХ) имеет много жестких и кровавых сюжетов. Один из них описан в Книге Судей.
Ханаанское царство во главе с Иавином Асорским угнетало евреев. Большую роль в этом играл ханаанский полководец Сисара. Пришло время мстить. Израильский полководец Варак по повелению судьи Израиля Деворы собрал войско в 10 000 тысяч и нанес сокрушительный удар по армии Сисары.
Полководец Ханаана остался жив и бежал, укрылся в доме кенейки (родственное евреям племя) Иаили. Она соблазнила его, напоила и в скором времени Сисара уснул.
Пока он спал, нежные и сухие ручки Иаиль взяли молот со здоровенным гвоздем и одним ударом вогнали стальной кол в висок полководца. Этот поступок прославил Иаиль.
Оксфордский исследователь Майкл Куган считает, что эта история является одной из самых старых в Ветхом Завете и датируется XII веком до н.э.
В Средние века Иаиль почиталась как праобраз Марии, матери Иисуса Христа, и как защитница Израиля. Многие дамы хотели, чтобы их портреты имели атрибуты Иаиль, это показывало бы их высокий статус, властность и силу.
В дальнейшем сюжет часто воспроизводился в культуре. Особенно в период эпохи Возрождения история была одной из основных для демонстрации женского тела. В эпоху барокко Иаиль писали с обнаженной грудью.
В 1911 году во Франции был снят немой фильм "Иаиль и Сисара". Возможно, кино носило пропагандистский характер в защиту феминистических настроений в Европе. Но это лишь моя догадка.
История много раз обыгрывалась в западной литературе, к примеру в "Барсетширских хрониках" Энтони Троллопа, в произведениях Пелама Вудхауза, в романе "Колышек для палатки" Ариты Ван Херк.
В книге "Маленький холостяк" Вудхауза один из героев впервые видит свою будущую тещу, а она ему злобно говорит: "Это был тот самый взгляд, который Сисара могла бы удивить в глазах Иаили, если бы он случайно поймал его перед тем, как она начала операции с колом".
Сюжет Иаиль и Сисары интерпретируется неоднозначно. С одной стороны Иаиль совершает тираноубийство, защищает народ Израиля от последующих гонений.
С другой стороны она нарушает закон гостеприимства, ведь между ею и Сисарой не было вражды. Он прятался у неё дома, чтобы защититься, доверившись ей. Но зная, что евреи найдут Сисару, Иаиль решила обезопасить себя, чтобы её не взяли в плен как соучастницу. Поэтому она сама убивает Сисару, ибо ему уже не спастись.
Сегодня Иаиль - это одно из самых распространенных имен в Израиле. А сюжет продолжает воспроизводиться в современном искусстве.
Как Вы думаете, Иаиль поступила правильно?