Мошеннические схемы с каждым днем становятся все изощреннее. С каждым разом в лапы мошенников попадает все больше и больше людей, если раньше это были малограмотные, доверчивые люди и дети, то сейчас на удочку нечестного дельца может клюнуть и образованный предприниматель.
Растет и уровень систем безопасности. Некоторые организации стали собирать биометрические данные для того, чтобы обезопасить и себя, и клиента. Но мошенники и здесь нашли способ обмануть.
Просто скажи мне «да»
Сейчас распространена такая схема мошенничества:
- С незнакомого или скрытого номера поступает звонок.
- Как правило, девушка с приятным голосом желает доброго времени суток.
- Далее следуют вопросы: «Иванов Иван Иванович, это вы?», «Проверка связи. Меня хорошо слышите?», «Вам удобно сейчас разговаривать?».
- Клиент отвечает «да».
- После этого звонок заканчивается.
Возможен вариант, когда абонент просто по старой привычке отвечает на телефонный звонок «Да» или «Да, я вас слушаю». В этом случае мошеннику даже не нужно ничего говорить, как и необязательно знать личные данные клиента.
Это «да» записывается с использованием специального программного обеспечения для дальнейшего использования.
Важно: не рассказывайте незнакомцам никакой личной информации.
Зачем мошеннику это заветное слово?
Получив заветное «да», злоумышленники могут воспользоваться им разными способами.
- Первый возможный вариант использования самый сложный. Злоумышленники используют голосовые биометрические данные клиента банка для оформления дополнительных услуг в банке или мелких денежных операций (перевод, снятие), а также получения личных данных и выписок. Сложность заключается в том, что мошенникам необходимо собрать данные клиента, узнать в каком банке он обслуживается и есть ли в его договоре с банком пункт об использовании биометрии. Кроме голосовой аутентификации необходимо будет указать паспортные данные, секретное слово.
- Второй возможный вариант несмотря на то, что личные данные клиента не нужны, таит в себе не меньше опасности. Мошенники собирают голосовые записи, задавая вопросы, на которые можно ответить только так, как им нужно. После сбора необходимых фраз происходит монтаж разговора с оператором, в котором происходит заказ продукта или услуги. Ничего страшного, оплаты же не последовало. Но в этом как раз и план мошенников. Они угрозами и шантажом заставляют клиента оплачивать их услуги, ссылаясь на аудиозапись разговора, которого никогда не было.
- Третий вариант развития событий легче, чем два предыдущих. Аудиозаписью шантажируют человека, не зная никаких данных о нем. Ему поступают угрозы, что благодаря этой записи будут сняты деньги, заблокированы счета.
Для чего еще нужна аутентификация по голосу?
Запись голоса можно использовать в некоторых онлайн-магазинах, банках, в службах поддержки сотовых операторов, а также на портале Госуслуги.
Голосовое управление меню есть в большинстве крупных компаний. Вариантов с каждым днем становится больше.
Что делать, если «да» уже сказано.
- Если возникли подозрения, то для начала необходимо проверить телефонный номер с помощью поисковых систем. Во многих базах пользователи сами указывают кто звонил по этому номеру.
- Если поступают угрозы, то обратиться в полицию.
Самое главное, не стоит отвечать на телефонные звонки с неизвестных номеров и тщательно следить за той информацией, которая может быть выдана в непринужденном разговоре или опросе.