Закончила читать "Колыбельную" Чака Паланика. Это было мое первое и последнее знакомство с его творчеством. Так жестко мои литературные ожидания еще никто не обманывал.
Прежде чем взять книгу в руки, я читаю аннотацию. Если увлекает этот короткий пересказ вначале, то без сомнения погружаюсь в мир, созданный автором. Аннотация "Колыбельной" была очень интригующей: матери пели своим младенцам колыбельную, после чего те покидали этот бренный мир. В общем, этакий мистический триллер.
Открыв книгу, я стала ждать, что сейчас Паланик меня будет всячески запугивать до такой степени, что уснуть от пережитых впечатлений я уже не смогу.
Но вместо эффектных "пугалок" я приступила к чтению монолога главного героя. Нет, его размышления, конечно, чередовались с какими-то действиями, но страшно все равно не было. Была небольшая горстка странных, психически неуравновешенных людей, жизнь которых тем или иным образом связана с колыбельной - неким магическим заклинанием, пришедшим из глубины веков.
Примерно на 50 странице я поняла, что с Палаником нам не по пути: слишком все депрессивно, неинтересно и опять же нестрашно. Но приставка "гений", которую часто ставят рядом с фамилий этого писателя, заставила меня усомниться в своих умственных способностях и обратиться за помощью к тем, кто уже читал сие произведение.
Интернет-сообщество убедило меня дочитать книгу до конца. Только в этом случае я смогу оценить талант Чака Паланика и насладиться его литературным мастерством в перемешку с недюжим интеллектом. Я поверила интернету и пошла читать "Колыбельную" дальше.
И что в итоге?
Мистики здесь от силы 5%, все остальное — попытка описать наш социум с помощью четырех странных личностей, которые катаются по городам в поисках книг, где опубликована та самая загадочная колыбельная. Я так и не поняла: Паланик то ли мизантроп, то ли нет; то ли он веган, то ли нет. В общем, все смешалось в "Колыбельной".
Но больше всего отвращение по ходу чтения вызывали сцены, в которых описывалась физическая близость, какие-то непонятные групповые ритуалы без одежды. Что за мания у некоторых писателей скатываться до постельных сцен в мистическом жанре? В этом мне Паланик очень Кинга напомнил. Поэтому отметка о возрастном ограничении на обложке точно стоит не зря. И связано это не только с физической близостью. Весьма вольготно там трактуются вопрос о том, кому жить, а кому нет.
Если оставить социальную подоплеку сюжета в покое, то нарекания есть и к логике повествования. Многие вопросы остались в подвешенном состоянии, есть сюжетные провалы. Главы расставлены не по порядку, из-за чего возникает путаница. Что к чему понимаешь только в конце. С одной стороны, это неплохо, есть желание понять замысел автора, но с другой — когда сюжет напоминает смесь непонятных мыслей, это раздражает.
Я не знаю, чем людей восхищает Паланик. Да, люди пишут, что "Колыбельная" — не самое сильной его произведение. Но желание читать его дальше нет. Слишком много намешано в книге, слишком много сцен, которые вызывают отвращение, слишком невнятные герои: непонятно, кто плохой, кто хороший, и что вообще автор хотел сказать.
А ведь аннотация была такой многообещающей...
Читать или нет?
Честно? Чак Паланик — это очень сильно на любителя. Но если читать "Колыбельную", то читать до конца. Это правда. Нервы пощекотать не удастся, но порцию мизантропического видения мира вы точно получите. Так что, смотрите сами.
Приятного чтения!