Найти тему
Винтажная парфюмерия

Духи "Желудь", фабрика Дзинтарс

Духи Zīlīte - одни из старейших у "Дзинтарса", они были созданы в конце 1950-х. Когда я искала информацию об этих духах, несколько раз натыкалась на перевод их названия как "Синичка". Действительно, словари показывают, что основное значение слова zīlīte в латышском языке - это синичка. Но есть и второе значение zīlīte - "маленький желудь", потому что просто желудь - это zīle. Т.е. латыши прозвали птицу "маленьким желудем" - вот как мы называем другую птицу пеночкой ("маленькой пенкой"). Но на фабрике "Дзинтарс" имели обыкновение дублировать латышские названия на русском, и надпись на коробке Zīlīte исключает другие толкования:

-2

Выпускались Zīlīte довольно долго, вполне возможно, что до конца 1980-х. Но мне кажется более вероятным, что они исчезли в начале 1980-х: во-первых, я не встречала более поздних экземпляров, а во-вторых, маленькие флакончики в виде желудя были как раз в то время у многих моих детских подружек - но пустые, и никто не говорил вот этого девчачьего "ну и подумаешь - мне мама тоже подарит пузырек, когда у нее духи кончатся :Ь".

-3

В детстве "желуди" с сохранившимися листиками попадались редко, но и без них флакончики тоже ценились: сквозь дырочку пропускали нитку и надевали на шею как кулон.
Для меня эти духи связаны не только с воспоминаниями из детства, но и с образом актрисы Натальи Аринбасаровой. Аромат Zīlīte сопровождал начало ее романа с Кончаловским. В автобиографической книге "Лунные дороги" Аринбасарова рассказывает (повествование ведется от третьего лица):
"Когда Андрей Сергеевич начал ухаживать за ней, он как-то спросил: “Чем от тебя так чудесно пахнет?”. В те времена продавались рижские, не хуже парижских, духи — “Желудь”. Маленький хорошенький флакончик в форме желудя, с неожиданно-приятным, терпким запахом".  Zīlīte  настолько врезались в память Кончаловского, что он тоже, спустя много лет и несколько браков, вспоминал в своих мемуарах "Возвышающий обман" о "магическом" действии этих духов.

-4

Роман, завершившийся браком, проходил на съемочной площадке "Первого учителя" в 1964 году. Zīlīte слабо ассоциируется с ролью Аринбасаровой в этом фильме - там она играла бедную киргизскую девушку. Но эти духи идеально дополнили бы образ другой ее героини, Кати Олзоевой из фильма "У озера", снятого в 1969 году. Эта второстепенная роль бурятской девушки - фактически камео, потому что Катя, как и сама Наталья Аринбасарова, балерина и тоже была направлена из республиканской балетной школы на учебу в Москву. Правда, в отличие от Кати Аринбасарова после громкого (международного!) успеха "Первого учителя" отказалась от балетной карьеры в пользу кинематографической.

-5

Увы, к моменту съемок "У озера" над их с Кончаловским отношениями давно уже не витал магический аромат "Желудя" - ни в прямом, ни в переносном смысле: Аринбасарова полюбила французские духи (“Madam Rocha”, “Femme”, “Ма Griff"), а семейная жизнь этой пары все меньше напоминала счастливую, и через год они окончательно расстались. История хоть и романтичная, но грустная - в отличие от аромата "Желудя", в котором совсем нет печали. Запах Zīlīte  очень красивый, горьковато-лесной, древесно-цветочный с едва заметным кожаным оттенком. Это, пожалуй, аромат осени - но теплой, золотолистой, пронизанной солнцем. Полная иллюзия, что не будет ни дождей, ни зимы, а из-под опавших листьев сразу покажутся весенние цветы.
 По официальной версии "Дзинтарса" пирамида выглядит так:
            начальные ноты - бергамот, ландыш, сирень;
            сердце - корица, гвоздика, нероли, жасмин;
            база - мускус, сантал, сивет, дубовый мох.
В прямоугольную картонную коробку с рисунком из дубовых листьев Zilite переселились только в 1970-х, а до этого выпускался в коробочке в виде желудя из папье-маше.

-6

В коробках всегда лежало по два флакона, но аромат в них был один и тот же. Возможно, продавались и флаконы без коробок - на некоторых этикетках написана цена 70 к., в то время как набор из двух флаконов в коробке стоил 2 р. 50 к.
Без упаковки отличить ранние версии Zīlīte от более поздних можно по пробке, которая прячется под крышечкой флакона. У ранних версий это традиционный для "Дзинтарса" каучукоподобный материал, иногда сильно разлагающийся от времени. У поздних это менее опасные для аромата духов, но куда более вредные для маникюра пластиковые затычки, существующие как бы отдельно от крышки. В целом Zīlīte довольно неплохо переносят время - и по отзывам, и по моему опыту, битые экземпляры попадаются редко, а от призвука каучука ароматы такого типа можно успешно избавить.

(С) Виктория Власова