Найти тему
и что?

Почему с конца загнивает пользователь?

фото из рунета
фото из рунета

1. Большинство основателей подписных сервисов молится на показатель churn rate, показывающий, сколько клиентов отвалились за текущий месяц. Вычисляется он как процентное отношение количества отвалившихся за месяц клиентов к количеству клиентов на начало месяца. Но нужно ли над этим так трястись?

2. Возьмем простейшую ситуацию — мы запустили массовую рекламную кампанию. Пришла куча новых пользователей, но многие из них отвалились в первые месяцы. Коэффициент отвала сильно вырос, но часть пользователей осталось и продолжает жить вместе с нами. Бизнес растет, хотя коэффициент отвала бьет тревогу. А теперь представьте, что мы проводим такие кампании постоянно. Коэффициент отвала будет биться в конвульсиях, а у нас, на самом деле, все хорошо.

3. Как же разобраться, что такое хорошо, и что такое плохо? Для этого надо сообразить, что вероятность отвала клиента в реальности должна зависеть от времени, в течение которого он уже был подписан на наш сервис — старые пользователи должны отваливаться реже, а новые — чаще. Другими словами, распределение времени жизни пользователей — это сначала быстро, а потом медленно убывающая кривая. Простые характеристики такой кривой распределения: а) среднее время жизни всех пользователей и б) медиана, время жизни типичного пользователя.

4. На первый взгляд, может показаться, что критичный параметр — это время жизни типичного пользователя. Однако критичный параметр — это среднее арифметическое. Деньги, заработанные сервисом за все время деятельности, пропорциональны среднему арифметическому времени жизни пользователя, а не медиане. А среднее арифметическое будет тем больше — чем больше у нас старых пользователей.

5. В общем, хотите больше зарабатывать — перестаньте трястись над отвалами недавно присоединившихся пользователей, но тряситесь над отвалами тех, кто давно уже с вами. И вот нам в руки простое правило. Если среднее арифметическое жизни пользователей больше медианы — значит, у нас хоть и много отвалов недавно подписавшихся пользователей, зато мало отвалов у более старых. Чем больше среднее арифметическое, чем медиана — тем дольше живут с нами старые пользователи, и тем больше денег мы суммарно заработаем. А вот если типичный пользователь живет столько же, сколько и средний — это уже беда. Это значит, что мы либо новых пользователей не привлекаем, либо с нами долго не живут, либо у нас ошибка в аналитике.