В марте 2003 за пару недель до вторжения американской коалиции в Ирак я встретился со своим товарищем, полковником Службы Внешней разведки в отставке. Вторжение в Ирак должно было вот-вот начаться, и мы обсудили эту тему, запивая её прозрачной настойкой на пшеничных зёрнах.
— Ну, и что дальше будет? — спросил я
— Американцы возьмут Ирак за несколько недель. — не задумываясь ответил полковник.
— Да ладно!.. Пишут же, что у Саддама большая армия, с боевым опытом.
— Ничего эта армия не сделает. Сейчас другая война. За пару недель всё будет кончено.
— Гм... А иракское Оружие Массового Поражения, про которое кричали американцы?
— А его у Ирака просто нет. Нет и всё.
— Ну хорошо, а дальше-то что будет? Американцы уже два года, с 2001 в Афганистане, теперь ещё и Ирак американский будет. Если потом Иран раздавят, то уже всё? Ближний Восток с нефтью будет американским? А дальше Центральная Азия?
— Нет. Всё будет не так. Ирак американцы возьмут сходу, за пару недель. А потом американцев начнут конкретно мочить. В Афганистане их уже бьют. С каждым годом в Афгане и Ираке американцам будет всё сложнее. Будет просто второй Вьетнам.
— И чем дело кончится?
— Американцы уйдут из Ирака, а на их место прийдет Иран. И уже надолго.
Так оно в точности всё и случилось. Российская разведка анализировать умеет.
Убитый 3 января генерал Касем Сулеймани, командир спецподразделения «Аль-Кудс» сыграл ключевую роль в выдавливания американцев из Ирака и росте влияния Ирана на Ближнем Востоке и в мире.
Для анализа положения Ирана надо учитывать, что в исламе есть два основных направления: сунниты и шииты. Напряженность между ними давняя и довольно существеннная. Иран и Азербайджан - страны, где большинство мусульман шииты. В Ираке шиитов и суннитов примерно поровну. Во всех остальных исламских странах суннитов большинство.
В 1980-88, во время диктатуры Саддама Хуссейна, Ирак воевал с Ираном. Хусейн позиционировал себя как арабский социалист - «баасист» и к шиитам в Ираке относились с подозрением. Генерал Солеймани прославился во время этой войны. Начал Солеймани ирано-иракскую войну лейтенантом, а уже через семь лет получил под командование 41ю дивизию Корпуса Стражей Исламской Революции. Солеймани занимался разведывательно-диверсионной деятельностью в иракском тылу и опирался на иракских шиитов.
Американцы, захватив Ирак в 2003, сделали ставку на шиитов, как пострадавших от Саддама, и это была одна из самых серьёзных ошибок. Иракские шииты получали поддержку из Ирана и уже в 2004 началось шиитское восстание «Армии Махди» под руководством Муктады ас-Садра.
После ухода американцев в 2011 влияние Ирана в Ираке усилилось.
Появление ИГИЛ* ещё более увеличило влияние Ирана, как сдерживающей силы. Исламское государство Ирака и Леванта* опиралось в основном на суннитов. На севере Ирака ИГИЛ* воспользовался восстанием суннитов против шиитского правительства Ирака. Игиловцы* одерживали победы, пока не добрались до центральных регионов Ирака, населенных шиитами. Там они были остановлены шиитами, поддержанными Ираном. Генерал Сулеймани считается основным стратегом разгрома ИГИЛ*.
Вмешательство России в ближневосточный кризис в 2015 году тоже связывают с генералом Касемом Солеймани. Говорят, что именно он сумел во время визита в Москву убедить Путина, что ИГИЛ* можно разбить, а Башар Асад сможет остаться у власти. Россия отправила войска в Сирию.
Во многом благодаря стараниям генерала сложилась парадоксальная коалиция Ирана, России, США, Ирака, Сирии, Турции против ИГИЛа.
Всё случилось так, как и пообещал Солеймани: ИГИЛ* был разбит, а Башар Асад сохранил власть.
Части «Стражей Исламской революции» воевали с ИГИЛом* в Сирии и сейчас находятся там. В Ливане влияние Ирана стало решающим. Впервые за несколько тысяч лет, с тех пор, как Александр Македонский разбил Дария при Гавгамелах, Иран контролирует Ирак, Сирию и Ливан.
Дальнейшее расширение сферы иранского влияния ограничено. Ирану удавалось укреплять своё влияние в Ираке, Сирии и Йемене, где были сильны шиитские общины. Есть ещё шиитский Азербайджан, но он вряд ли попадёт в сферу влияния Ирана. В других странах суннитов большинство и шансы Ирана невелики.
В ночь со 2 на 3 января американцы нанесли ракетный удар по Багдадскому аэропорту. Погибли генерал Касем Сулеймани, лидер шиитской организации «Катаиб Хезболла» Абу Махди Аль-Мухандис и ещё несколько офицеров шиитского ополчения.
Гибель генерала Касема Сулеймани существенно осложнила положение США.
В Иране и на Ближнем Востоке проходят массовые антиамериканские демонстрации.
Руководство Ирана обещает отомстить за смерть генерала. В ответ Трамп пообещал разбомбить 52 цели в Иране, часть из которых будут объектами культурного наследия. Число 52 - это количество заложников, захваченных в американском посольстве в Тегеране в 1979 году. Чувствуется, что сорок лет назад молодому Трампу история с заложниками нанесла тяжкую душевную травму, о которой ему сейчас хочется поговорить. К психотерапевту надо, а не иранских харизматичных генералов мочить!
В понедельник 6 января парламент Ирака принял резолюцию о полном выводе американских и других иностранны войск и баз со своей территории. Суннитские и курдские партии бойкотировали голосование. Трамп потребовал возмещения миллиардных затрат на строительство этих баз. Вообще, торговаться с демократическим правительством, которое сами же и сконструировали как-то неприлично.
Пока что Иран действует мирными дипломатическими средствами.
Министр Иностранных дел Ирана Джавад Зариф провёл телефонные переговоры с министрами иностранных дел России, Китая, Индии, Турции, Пакистана и обратился к Генеральному Секретарю ООН Антониу Гуттьерешу с жалобой на действия США. Американцам возразить нечего - Солеймани находился на территории Ирака на законных основаниях, а доказательств антиамериканских террористических действий генерала у Вашингтона нет.
Страны ЕС крепко недолюбливают Дональда Трампа и сейчас поддерживают Иран. ЕС пригласил главу МИД Ирана Джавада Зарифа в Брюссель для обсуждения ситуации в регионе.
Даже мёртвый генерал Солеймани продолжает свою миссию.
Основным следствием убийства Солеймани станет ускоренное выполнение Ираном программы по созданию атомной бомбы. Ирану ответит Израиль, у которого атомная бомба вроде уже даже есть. А вот такая ядерная гонка - это уже опасно. В регионе и так есть Индия и Пакистан с атомным оружием. Чем больше ядерных держав - тем больше риск.
Об убийстве генерала Касема Сулеймани читайте также: «Трамп взорвал динамитную шашку в термитнике»
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.