Леона Бакста считают первым русским профессиональным модельером. Его имя становится известным благодаря Сергею Дягилеву. Он привозит русскую музыку «Русские сезоны»(первоначально не балеты) в Париж.
Восток в русском искусстве
Париж начало 20 века – это модерн, пастельные тона, плавные линии, и вдруг восточные балеты – для них это русские, для нас это тоже восточные балеты. Эта красота, экспрессия тут же потрясает Париж. Их потрясает Лев Бакст. Он меняет представление о моде.
Говорят, что Париж превратился за одну ночь в восточный гарем : женщины надели шаровары, прозрачные ткани, изменилась линия, изменился силуэт. Бакст как художник он придавал и линии и цвету одинаковое значение, и он создает моду в восточном стиле.
Из воспоминаний Александра Бенуа
«Я чувствовал с первых дней нашей работы в Париже, что русские варвары-скифы привезли на генеральный экзамен моды то, что есть лучшего в искусстве в столице мира, то что есть лучшего в искусстве в данный момент на свете.»
- «Русские сезоны» Сергея Дягилева стали той «площадкой», где художник смог создать очаровательный, красочный мир восточной сказки
А теперь о том, что писали критики:
«…Он создал свой особый, бакстовский стиль из той "полу-Персии -полу-Турции", которая его вдохновляла. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений -все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью»
Мстислав Добужинский
Влияние японской гравюры
Мода на гравюру случилась ранее, когда Клод Моне открыл ее Европе. В его доме Живерни две комнаты полностью увешаны японской гравюры, которую он собирал всю жизнь. Многие русские художники через Францию узнают о японской гравюре и активно увлекаются ей. Леон Бакст, Петров-Водкин, Ларионов. Их привлекала простота картинки.
Бакст изучал произведения восточного искусства (иранские миниатюры, японские гравюры) и создавал вольную интерпретацию.
- Бакст изучал произведения восточного искусства (иранские миниатюры, японские гравюры) и создавал вольную интерпретацию.
Картина "Ливень". Люди спасаются от дождя, и тем образом показаны разносторонние движения воздуха - ткань развивается в разные стороны. Идея узора, восточный зонтик - мода на японскую гравюру, на плоскостность.
Когда Бакст работает с театром и пишет эскизы. В его рисунках никогда не будет статики. Никогда не показана модель ровно и платье на ней. Все герои показаны в экстатичном танце. Они извиваются словно спираль, подпрыгивают, их ткани пляшут вместе с ними, и все это изыскано в восточных орнаментах представлено, полупрозрачные ткани, шифоны, индийские огурцы, которые окружают его шали. Он создает этот костюм и портретный образ Иды Рубинштейн. Ида не плясяла никогда, они исполняет статичные позы. Но тот самый египетский профиль, это и есть отсылка, чем прославилась Ида на сцене.
- Эскизы костюмов Бакста - это были по сути портреты их носителей
Удивительно, как по его эскизам можно было действительно что-то сшить. Все полупрозрачно, в движении. Никаких мерок швеям не давали только такие эскизы - фантазия на тему. Потом уже реальные женщины с этим работали, создавали костюмы, заменяя прозрачные ткани плотной материей.
- Платья аля Бакс - формула лучшего идеального платья.
Создавая костюмы для театра, он ориентировался и на моду, и с этим связано его сотрудничество со многими крупными домами моды. После успешных постановок русских балетов такую одежду хотели носить и в жизни. Каждый принт делался вручную. Он пробрался на производство и следил за их изготовлением. Он разрабатывал ткани в том числе.
Всегда российские женщины до этого были пользователями, они носили. То что создавались модные тенденции, но в начале 20 века мы стали создателем и участником огромного космпополитичного мира моды.
Несколько интересных фактов из биографии:
- При жизни Бакст становится очень популярным и ездит с лекциями по всеми миру как художник моды. Его приглашают в Америку с этими лекциями. Там он параллельно оформляет интерьеры, пишет портреты для семьи Рокфеллеров. Он был портретистом.
- Бакста пригласили для оформление светского вечера. Он придумал идею, чтобы дамы пришли в париках в цвете, что их платья: розовые голубые, зеленые, золотые, серебряные волосы.
- Именно Бакст придумал татуировку, правда еще не совсем настоящим на один вечер. Приходили дамы, чтобы он разрисовывал им руки растительный орнамент.
- В 1916 году ему приходит идея создать в Париже свой универсальный салон, потому что он работает не только в направлении моды, он работает с интерьерами, в области автомобильной индустрии, он работает с архитекторами, создавая внешний облик здания – на такой волне он пытается создать то, что до него не было – центр универсального дизайна – все вещи за одной подписью. Но мечта не осуществилась, из-за огромных перегрузок организм не выдерживает, заболевает воспалением легких и умирает в 1924 году его хоронит весь Париж. Париж без Бакста невозможен, также как и Париж без моды.
Понравилась статья? Не забывайте ставить 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить обновления.