Найти тему

Художник, который прославил русскую моду на весь мир

Оглавление

Леона Бакста считают первым русским профессиональным модельером. Его имя становится известным благодаря Сергею Дягилеву. Он привозит русскую музыку «Русские сезоны»(первоначально не балеты) в Париж.

Восток в русском искусстве

Париж начало 20 века – это модерн, пастельные тона, плавные линии, и вдруг восточные балеты – для них это русские, для нас это тоже восточные балеты. Эта красота, экспрессия тут же потрясает Париж. Их потрясает Лев Бакст. Он меняет представление о моде.

Говорят, что Париж превратился за одну ночь в восточный гарем : женщины надели шаровары, прозрачные ткани, изменилась линия, изменился силуэт. Бакст как художник он придавал и линии и цвету одинаковое значение, и он создает моду в восточном стиле.

Из воспоминаний Александра Бенуа

«Я чувствовал с первых дней нашей работы в Париже, что русские варвары-скифы привезли на генеральный экзамен моды то, что есть лучшего в искусстве в столице мира, то что есть лучшего в искусстве в данный момент на свете.»

эскиз декорации к балету «Шехерезада», 1910
эскиз декорации к балету «Шехерезада», 1910
  • «Русские сезоны» Сергея Дягилева стали той «площадкой», где художник смог создать очаровательный, красочный мир восточной сказки

А теперь о том, что писали критики:

«…Он создал свой особый, бакстовский стиль из той "полу-Персии -полу-Турции", которая его вдохновляла. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений -все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью»

Мстислав Добужинский

Влияние японской гравюры

Мода на гравюру случилась ранее, когда Клод Моне открыл ее Европе. В его доме Живерни две комнаты полностью увешаны японской гравюры, которую он собирал всю жизнь. Многие русские художники через Францию узнают о японской гравюре и активно увлекаются ей. Леон Бакст, Петров-Водкин, Ларионов. Их привлекала простота картинки.

Бакст изучал произведения восточного искусства (иранские миниатюры, японские гравюры) и создавал вольную интерпретацию.

КацусикаХокусай. Бухта Эдзирив провинции Сунсю. 1830-1833 гг.
КацусикаХокусай. Бухта Эдзирив провинции Сунсю. 1830-1833 гг.
  • Бакст изучал произведения восточного искусства (иранские миниатюры, японские гравюры) и создавал вольную интерпретацию.

Картина "Ливень". Люди спасаются от дождя, и тем образом показаны разносторонние движения воздуха - ткань развивается в разные стороны. Идея узора, восточный зонтик - мода на японскую гравюру, на плоскостность.

"Ливень" 1906
"Ливень" 1906

Когда Бакст работает с театром и пишет эскизы. В его рисунках никогда не будет статики. Никогда не показана модель ровно и платье на ней. Все герои показаны в экстатичном танце. Они извиваются словно спираль, подпрыгивают, их ткани пляшут вместе с ними, и все это изыскано в восточных орнаментах представлено, полупрозрачные ткани, шифоны, индийские огурцы, которые окружают его шали. Он создает этот костюм и портретный образ Иды Рубинштейн. Ида не плясяла никогда, они исполняет статичные позы. Но тот самый египетский профиль, это и есть отсылка, чем прославилась Ида на сцене.

  • Эскизы костюмов Бакста - это были по сути портреты их носителей
Эскиз костюма Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра». 1909
Эскиз костюма Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра». 1909

Удивительно, как по его эскизам можно было действительно что-то сшить. Все полупрозрачно, в движении. Никаких мерок швеям не давали только такие эскизы - фантазия на тему. Потом уже реальные женщины с этим работали, создавали костюмы, заменяя прозрачные ткани плотной материей.

  • Платья аля Бакс - формула лучшего идеального платья.

Создавая костюмы для театра, он ориентировался и на моду, и с этим связано его сотрудничество со многими крупными домами моды. После успешных постановок русских балетов такую одежду хотели носить и в жизни. Каждый принт делался вручную. Он пробрался на производство и следил за их изготовлением. Он разрабатывал ткани в том числе.

Всегда российские женщины до этого были пользователями, они носили. То что создавались модные тенденции, но в начале 20 века мы стали создателем и участником огромного космпополитичного мира моды.

Несколько интересных фактов из биографии:

  • При жизни Бакст становится очень популярным и ездит с лекциями по всеми миру как художник моды. Его приглашают в Америку с этими лекциями. Там он параллельно оформляет интерьеры, пишет портреты для семьи Рокфеллеров. Он был портретистом.
  • Бакста пригласили для оформление светского вечера. Он придумал идею, чтобы дамы пришли в париках в цвете, что их платья: розовые голубые, зеленые, золотые, серебряные волосы.
  • Именно Бакст придумал татуировку, правда еще не совсем настоящим на один вечер. Приходили дамы, чтобы он разрисовывал им руки растительный орнамент.
  • В 1916 году ему приходит идея создать в Париже свой универсальный салон, потому что он работает не только в направлении моды, он работает с интерьерами, в области автомобильной индустрии, он работает с архитекторами, создавая внешний облик здания – на такой волне он пытается создать то, что до него не было – центр универсального дизайна – все вещи за одной подписью. Но мечта не осуществилась, из-за огромных перегрузок организм не выдерживает, заболевает воспалением легких и умирает в 1924 году его хоронит весь Париж. Париж без Бакста невозможен, также как и Париж без моды.

Понравилась статья? Не забывайте ставить 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить обновления.